сложная трехчастная форма



Двухчастная форма в музыке

Автор Elena Epikhina задал вопрос в разделе Музыка

Что такое сложная двухчастная форма? и получил лучший ответ

Ответ от *[гуру]
ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА - музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную.
В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию - в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. - безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы.
Это соотношение наиболее распространено в форме типа «запев - припев» . Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн России) . В др. случаях припев контрастирует запеву (песня «Москва майская» Дан. и Дм. Покрасс) . Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения «запев - припев» (романс «Ель и пальма» Н. А. Римского-Корсакова) .
В однотемной Д. ф. функция 2-й части - развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 «Аппассионата» , многие вальсы Шуберта) .
В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. «квадратной» структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов) .
Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Трёхчастная форма) .
Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться. Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой.
При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части. )
В Д. ф. типа «запев - припев» обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности) . В результате возникает куплетная форма (см. Куплет) .
Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру) , так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.
Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф. , в которой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта) , иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть - период типа развёртывания.
Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели) . 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии) , приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.
В сложной Д. ф. объединяются 2 части, из которых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф. , как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я - собственно арию или песню («Гадание Марфы» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина») .
Источник:

Ответ от Ася Павлова[гуру]
В сложной двухчастной форме, как и в сложной трехчастной, одна из частей образует простое двух- или трехчастное построение, а вторая не имеет более сложной структуры.

Ответ от Дарина Негода[мастер]
В сложной двухчастной форме, как и в сложной трехчастной, одна из частей образует простое двух- или трехчастное построение, а вторая не имеет более сложной структуры.
Разновидности сложной двухчастной формы определяются содержанием ее второй части.
Если в ней проводится последующее развитие тематического материала первой части, то ее можно определить как форму с последующим развитием А+А1 (безрепризную и репризную) .
В случае, когда вторая часть проводит новый тематический материал, образуется контрастная форма (А+В) .
Безрепризная двухчастная форма, которая встречается в произведениях доклассического стиля, характеризуется тем, что вторая часть начинается с нового, иногда разработочного развития материала, но с подобным предыдущему развитию в конце части.
В ряде случаев, например, в прелюдиях Й. С. Баха из "ДТК" грань между разделами становится менее очевидной, а развитие настолько непрерывным, что внутренние построения (волны мелодичного развития) приобретают характер ряда фаз, подчиненных единственному целому.
Репризная двухчастная форма характеризуется тем, что вторая часть начинается с повторения первой части (часто на кульминации) и дальше развивается несколько другим путем.
Она используется в творчестве Й. С. Баха, но особенно характерна для романтиков (большие размеры и сложное развитие материала) .
При этом модуляционное развитие становится свободнее (используются далекие тональности) .
Интересным образцом сложной репризной двухчастной формы является Анданте сонаты Моцарта № 15 (До-мажор). В нем можно выделить две простые двухчастные формы, причем второй период второй части является варьируемой репризой первого периода первой части, а первый период второй части дает изменение лада (одноименный минор) без изменения тематического материала.
Форма типа А+В (контрастная) принадлежит к очень редким в инструментальной музыке. Причина заключается в том, что эта форма, основываясь на коренном контрасте обоих частей, не дает тематического завершения целому.
Зато в вокальной музыке, где связывающим целое элементом есть поэтический текст (а в оперной музыке - и драматическое действие) , такие формы являются частым явлением. Сквозное развитие в таком случае является формотворческим фактором, а незавершенность произведения (отсутствие репризы) - моментом выражения.
Здесь можно отметить разнообразие конкретных решений, соотношения частей по принципу сопоставления: отличия их функций, размеров и степени развития.
Что касается тонального развития, то во второй части чаще всего встречаются параллельная, одноименная или главная тональности.
Достаточно необычным со структурной и тональной точки зрения является ноктюрн ор. 15 № 3 соль-минор Ф. Шопена.
Обе части здесь составляют кардинальный жанровый контраст (сольная лирика - хорал) , фактурный и тональный (соль минор – Фа мажор ).
Это несколько необычное секундовое соотношение сохраняется на протяжении почти всей пьесы, и только в самом ее окончании снова возвращается соль-минор, причем даже не особенно подчеркнуто.
К этому нужно еще прибавить, что каждая из частей излагается в простой двухчастной форме.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое сложная двухчастная форма?
Простая двухчастная форма на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Простая двухчастная форма
Сложная трёхчастная форма на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Сложная трёхчастная форма
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*