футлярная жизнь героев чехова



Автор Ётарцев Станислав задал вопрос в разделе Другое

А. П. Чехов, "Футлярная" жизнь героев? народ помогите ответить! и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
В поздних произведениях Чехова автор становится более активным, усилилось сатирическое начало, беспощаднее становится суд писателя над людьми, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов, нарастает художественное мастерство. Эти перемены ощутимы в знаменитых рассказах Чехова 1898 года – «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», - связанных между собой и получивших название «Маленькой трилогии». Эти рассказы посвящены исследованию трех основных сторон общественной жизни: в области власти – «Человек в футляре», в области собственности – «Крыжовник», в области семьи – «О любви». Три эти рассказа являются опровержением основ существующего в России общественного строя. Учитель греческого языка гимназии Беликов в рассказе «Человек в футляре» – образ нарицательный, он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Беликов жил и мыслил «футлярно», то есть по казённым образцам, боясь отступить от правил (в особенности по части морали), осуждал всё новое, говоря «... как бы чего не вышло». Футлярность Беликова проявлялась и внешне: он ходил постоянно в галошах, всегда под зонтом, в темных очках, в «теплом пальто на вате», с поднятым воротником, как будто хотел спрятаться, окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который защитил бы от внешнего мира. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге. И чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое. Футлярность набирает силу, футлярным становится образ мысли. Он отгородился от живой жизни. Но это не безобидный человек. Он давил, угнетал всех на педсоветах - и ему уступали. Он держал в руках всю гимназию целых 15 лет. И не только гимназию, но и весь город. Никто не любил Беликова, но все боялись его, потому что он олицетворял дух официальной политики, и воплощал характерные особенности русской государственности с ее ненавистью к свободомыслию и страхом перед ним. Добровольная роль доносчика, фискала Беликову вполне к лицу. Неудивительно, что под влиянием таких людей как Беликов, в городе стали бояться всего: громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги. С приходом в гимназию новых людей заканчивается век Беликова. Он умирает, достигнув, наконец, по ироничному замечанию автора, «своего идеала». Он оказался в таком футляре, из которого уже никогда не выйдет. Рассказ «Крыжовник» начинается описанием просторов России, которые нужны человеку, чтобы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. По контрасту с этими мыслями звучит рассказ старого ветеринара Ивана Ивановича о судьбе его брата Николая. Это новый вариант «футлярного» существования, когда все помыслы человека сосредотачиваются на собственности, вся жизнь уходит на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Николая «недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и копил в банк». Он женился на старой некрасивой жене, без всякого чувства, только потому, то у неё водились деньжонки, и под старость лет достиг желаемой цели. Ну что стало с этим человеком? Постарел, располнел, обрюзг. Это уже не робкий бедняга чиновник, а новоявленный барин; говорит он одни только истины и таким тоном, точно министр: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно, телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». А по вечерам ест кислый, но зато свой собственный, не купленный крыжовник и все повторяет: «Как вкусно! Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Иван Иванович удивлен: как много довольных, счастливых людей! Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания.
В рассказе «О любви» живое, искреннее,таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. Они боятся всего, что могло бы открыть их тайну им же самим. Героиня боится оставить семью - ее «футляр», герой не уверен, что может предложить ей достойную жизнь
Источник: Полностью:

Ответ от El Maniac0[гуру]
ну замкнутость, боязнь окружающих.. .
что именно?

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: А. П. Чехов, "Футлярная" жизнь героев? народ помогите ответить!
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*