Перов утопленница
Автор Ўлия Голубева задал вопрос в разделе Живопись, Графика
Об истории написания картины Перова "Утопленница"... Если можно, подробнее. и получил лучший ответ
Ответ от Надежда Штрекер[гуру]
Картина «Утопленница» была написана Василием Григорьевичем Перовым в 1867 году. Данное произведение через призму трагичных обстоятельств показывает бездушие и безразличное отношение людей к происходящему.
Изображённое на полотне тело утонувшей молодой девушки вызывает глубокое сочувствие. Загубленная напрасно молодая жизнь и холодное равнодушие жандарма, его безразличное отношение к случившемуся, как к прозаическому событию, порождают резкое недоумение. Впрочем, для людей подобной профессии смерть человека является настолько частым явлением в повседневной жизни, что к ней невольно привыкают. Именно поэтому жандарм совершенно спокойно воспринимает сложившуюся трагическую ситуацию.
Безразличие жандарма можно прочитать по выражению его лица, которое Перов изобразил со свойственной ему точностью и глубоким знанием психологии. Присев на борт лодки, он медленно курит и о чём-то размышляет.
Для создания как можно более правдоподобного образа утопленницы художник искал модель в городском морге. И ему показали женщину, в которой художник узнал знакомую девицу фривольного поведения Фанни.
Когда он жил в доме у Васильева, Фанни ходила к ним в мастерские натурщицей, позировала.
-А что вы с меня рисуете такое? — как-то спросила она, и, узнав, впала в истерику:
— Как, как я, падшая, да Божью Матерь изображать буду! ? Фанни убежала.
После долго болела — тогда кокотки жили тяжело, многие болели туберкулёзом, вот и наша героиня не была исключением, а лечиться не лечилась. В один день пошла у неё горлом кровь, и она умерла.
“Утопленницу” Перов написал с неё, мёртвой. Но не в пример множеству других натурщиц, чьи имена не сохранились за образами незнакомок и богородиц, Фанни осталась в истории искусства, а образ её увековечен в рассказе Перова "Фанни под № 30".
В своей картине Перов стремился передать не сколько проблему социальной несправедливости, сколько внутренние духовные качества человека, в данном случае, его безнравственность, невежество, безразличие и неверие.
На заднем плане композиции видны очертания города, утопающие в густом утреннем тумане. Трагизм сюжета картины подчёркивается изображением спокойной водной глади, как бы внимающей случившемуся несчастью. Проститься с утопленницей низко над рекой летит небольшая стая птиц, жалобно кричащих на фоне утренней тишины.
Исторически на месте, изображённом на картине «Утопленница», находился причал для барж, поднимавшихся сюда с грузами до верхней возможной точки грузового фарватера Москвы-реки. (См. старые фотографии). А сразу над обрывом от реки до ул. Солянка располагались сад и различные здания Императорского Московского Воспитательного дома, в который часто подбрасывались "отказные" дети. В. Перов сам был незаконнорожденным сыном отца-барона. Так что тема была для него лично до боли актуальной.
Возможно, "Утопленница", имевшая своим прототипом реальную Фанни (или кого-то ещё), была обладательницей "жёлтого билета", просто несчастной девицей или гулящей (???) женщиной, сначала тайно "сбывшей" сюда своё незаконнорожденное несчастное дитя, а после, по-христиански раскаявшейся. Однако грешница не сумела найти в себе сил и возможностей, чтобы изменить свой погибельный путь и отмолить тяжкий грех во спасение своей души. Её положение еще более усугубляется последним отчаянным шагом.
Городовой же, не очерствевший околоточный, а некий языческий лодочник Хорон, перевозящий усопших через Лету. Кто же помолится за эту несчастную женщину, если самоубийц не отпевали даже в церквях и не хоронили на общих кладбищах?
По мысли художника В. Перова, ими должны стать все мы, - со страхом Божиим взирающие на это полотно и свою грешную жизнь христиане. Не в этом ли и заключена великая сила «критического реализма»?!
Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей!