царь владимир красное солнышко



Образ князя владимира в былинах

Автор Madeleine задал вопрос в разделе Другое

Былинный образ Владимира Красное Солнышко? и получил лучший ответ

Ответ от A-stra[гуру]
ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015). В мифопоэтических представлениях В. — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя В. — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
http://bibliotekar.ru/mif/24.htm
Последняя четверть Х — начало ХI ст. — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.
Жизнеописание В. при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — В. до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах В. с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии... Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.
Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе В. — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о В. под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и В. княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году В., опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.
http://www.day.kiev.ua/109075/ - далее
Образ князя В., несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого.
Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя – Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство… (Отголоски памяти о Божественном Правителе – Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской: «И по сем царствова сынъ его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажьбогъ… Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ силенъ…».)
Существует предположение, что былинный князь Владимир - это великан Имир (волот Имир), о к-м повествуется в Младшей Эдде.
http://www.slavyanin.info/node/37/print

Ответ от Twilight[гуру]
Владимир Красное Солнышко — мифологизированный образ великого князя в русских былинах. Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015) Креститель. В мифо - политических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников (“татар”) или чудовищных существ (Змея Горычыча. Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву. Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) “почестен пир”, на нем наедаются, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир — хозяин (К: см. Гость) , покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют Владимира “красным солнышком” и “ласковым князем”, и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным хтоническим силам, обычно существам змеиной природы (ср. мифы о Змее, пожирающем или грозящем пожрать Солнце) , и “солярность” эпитета имени Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы. Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех - членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их.
Князь Владимир — глава и хозяин своей малой, княжеской семьи и всего богатырского круга. Былины не раз упоминают его жену Апраксию (Евпраксию, Опраксу, Апраксеевну и т. п. ) — королевишну, и один из былинных сюжетов посвящен тому, как Добрыня Никитич и Дунай едут к литовскому королю и сватают Апраксию в жены Владимиру (в этом же сюжете упоминается и ее сестра Настасья, ставшая женой Дуная и вместе с ним погибшая). Апраксия в одних случаях — достойная жена своею мужа, гостеприимная, ласковая и мудрая (иногда, когда Владимир ссорится с богатырями, она поддерживает последних и способствует примирению Владимира с ними) ; в других случаях она оказывается “злой”, недостойной женой, симпатии которой обращены к Тугарину. В былине о Чуриле при дворе Владимира она так увлеклась красавцем-стольником, что загляделась и, разрезая мясо, порезала себе руку (ср. сходный эпизод в связи с библейским Иосифом Прекрасным) ; своего мужа князя Владимира она упрашивает сделать Чурилу постельником и т. п.
Былины хорошо знают и любимую племянницу Владимира Забаву (Запаву) Путятишну, которую похитил Змей Горыныч и освободил Добрыня Никитич, выступающий в былинах как племянник Владимира. Большая часть богатырей также связана с князем Владимиром. Иногда Владимир недостаточно внимателен к ним на пиру. обижает их словом или подарком, не соответствующим их достоинству. Но конфликты быстро и беспоследственно улаживаются. Наиболее острый конфликт возникает между Владимиром и Ильёй Муромцем.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Былинный образ Владимира Красное Солнышко?
Владимир Красное Солнышко на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Владимир Красное Солнышко
Владимир Святославич на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Владимир Святославич
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*