Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Возьмем пример из жизни. Все мы пользуемся утюгами, у кого-то утюг современный – с хорошим терморегулятором и с паром, а у кого-то обычный советский утюг. Каким бы ни был Ваш утюг, у Вас может возникнуть такая ситуация: Вы ушли на работу, и спустя полчаса Вас начинают терзать смутные сомнения, перерастающие в панику – выключен ли утюг? Хорошо, если дома остались дети, им можно позвонить и попросить выключить утюг. А если дома никого нет? Как избавить себя от тревоги по поводу не выключенного утюга? Давайте попробуем на этом примере рассмотреть пример использования замечательного изобретения Генриха Сауловича Альтшуллера – Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Обобщив результаты скрупулезного анализа тысяч изобретений из патентного фонда, Г. Альтшуллер сделал потрясающий вывод, что все существующие изобретения можно свести к использованию ряда общих приемов и методов. Изучив эти методы, обладатель инженерного образования, умеющий пользоваться библиотекой и интернетом, получает хороший шанс стать изобретателем и даже зарабатывать на этом деньги.
По сути своей, ТРИЗ представляет собой набор алгоритмов и большой (но ограниченный) список различных изобретательских приемов.
В общем случае решение задачи распадается на четыре этапа.
1. Диагностика. Исследование задачи и определение недостатков, которые следует устранить.
2. Редукция. Составление модели противоречия, конфликта.
3. Трансформация. Выбор метода решения задачи и ее непосредственное решение.
4. Верификация. Проверка решения задачи на правильность и оптимальность.
В случае с утюгом:
1. Нужно снизить риск возникновения пожара от утюга.
2. Находим противоречие. Утюг должен быть включен, чтобы им можно было пользоваться по назначению, и утюг должен быть выключен, чтобы избежать возникновения пожара.
3. Необходимо разрешить противоречие, полученное на третьем шаге. Для этого можно разделить требования во времени. То есть, утюг включен, когда им гладят. И утюг выключен, когда им не гладят. И пусть вся эта схема выглядит немного смешно и банально. Просто пример такой обыденный. При решении более сложных задач с помощью ТРИЗ будет уже не до смеха. Я как инженер могу предложить встроить в схему утюга реле времени, которое через 10 минут после включения утюга насильно выключает его, и простейший датчик, который снова запускает реле времени при любой встряске утюга. Здесь мы использовали метод «введения обратной связи» .
4. Таким образом, мы получили решение, достаточно сложное в техническом плане, однако позволяющее справиться с поставленной задачей. Данное решение предполагает изменение конструкции утюга на заводе-изготовителе и является дорогим решением.
Где-то прочитал полуанекдотическую ситуацию о том, как один хороший психолог избавил женщину от постоянной тревоги за невыключенный утюг. Он порекомендовал ей брать утюг с собой, когда она идет на работу! Тогда, стоит только тревоге появиться в душе, можно заглянуть в сумку и увидеть выключенный утюг. Гениально!
Примерно начиная с середины 40-х годов в Америке и Европе появляются публикации сразу о нескольких методах решения творческих задач: Синектике, Мозговом Штурме, Методе Фокальных Объектов, Морфологическом Анализе. Они основаны на принципе активизации выдвижения и перебора вариантов. Осборн, Цвикки, Гордон впервые доказали на практике возможность - пусть в ограниченных пределах - управлять творческим процессом. По мифу об озарении, не поддающемся управлению, были нанесены первые удары. К сожалению, методы активизации сохранили бесчисленные пробы и ошибки. Это предопределило их поражение при решении задач ценою в сотни и тысячи проб. В дальнейшем они не развивались и остались в рамках исходных формул. Также неудачей закончилась попытка их объединения.
В России над проблемой рождения и развития плодотворных идей работал Генрих Саулович Альтшуллер. В то время у него сформировалось и окрепло убеждение, что изобретатели, даже самые сильные, работают неэффективным методом многочисленных проб и горестных ошибок. Многие изобретения, открытия, идеи опаздывают, как минимум, на несколько лет. И, следовательно, бесперспективно раскрывать и использовать такие "секреты творчества"...
Г. С. Альтшуллер начал строить принципиально новую "методику изобретательства", основанную на объективных законах развития технических, художественных, научных и иных систем. Первая публикация о Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) появилась в журнале "Вопросы психологии" в 1956 году. С этого момента по книгам и статьям можно проследить ее развитие.
"ПРИЕМЫ" - исторически первая форма ТРИЗ. Это достаточно конкретные рекомендации типа "Сделать наоборот":
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся;
в) повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его. Приемов было выявлено более сорока.
Следующим шагом стала сводная таблица приемов, дающая представление, в каких случаях применяется тот или иной прием и какое противоречие при этом разрешается. То есть определена ситуация, при которой возникает изобретательская, да и любая творческая, задача. Как оказалось, в этот момент появляются противоположные требования либо к самой системе в целом, либо к ее части. Например: двигаться, оставаясь неподвижным; показать исключительность стандартного товара, чистоту при работе в "не стерильных" условиях и т. д... При разрешении противоречия система получает возможности дальнейшего развития, в отличие от компромисса, когда "здесь и сейчас" становится чуть-чуть лучше, но за улучшение приходится расплачиваться каким-либо ухудшением в других параметрах.
Более развитая форма ТРИЗ-рекомендаций - "СТАНДАРТЫ". Сейчас их известно 76, проходят проверку еще несколько. Как правило, стандарт - это конгломерат, сочетание приемов, геометрических, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем. Стандарты полнее, чем приемы, отражают логику развития (в частности, технических систем). Приведем без иллюстраций конкретными примерами формулировку одного из стандартов:
"3.1.1. Эффективность системы - на любом этапе развития - может быть повышена путем объединения с другой системой (или системами) в более сложную бисистему или полисистему, например при объединении нескольких коротких жестких звеньев мы получаем цепь или браслет, обладающие новым свойством - гибкостью".