Ответ от Ѓженок Дождя[гуру]
Сваны – основное, коренное население Сванети. У них устная, безписьменная речь. Язык относится к группе картвельских языков. Сванети для Грузии является красочным, этнокультурным, красивейшим мозаичным кольцом, звеном – краем.
Сваны, и конкретно грузинские горцы, в горах ощущают себя свободными и независимыми. По своей природе очень мужественны. Постоянные риск-факторы – обвалы, потоки брекчий, частые оползни, очень суровые холодные зимы и многие другие трудности, требуют от горцев большой выносливости, зоркости, проницательности, внимания и отваги. Используемая ими техника, примитивная на первый взгляд, оказывается значительное рациональнее современной и зачастую приводит в восторг.
В этом легко убедиться, стоит хоть один раз увидеть процесс перевозок, спуск леса с крутых склонов, скат сена. А если получится стать спутником местного отважного, быстроногого охотника, то любой рядом с ним почувствует свою беспомощность. Поэтому вполне естественно, что именно в Сванети выросли высококлассные альпинисты, проводники-гиды и скалолазы.
Грузинские горцы (жители гор) с древнейших времен пользовались Кавказским перевалом. Сообщение у них было как с ближними, так и с внешними соседями. Эмиграция в Россию грузинского царя Вахтанга VI, с 1200 всадниками, вельможами и лучшими людьми Грузии (1724 г. ) через Кавказский перевал, является самым ярким примером массового перехода. Их путь начинался с Ноцарульского ущелья через Гурдзо-Вцекский перевал-переход (3400 м) , через Пастигский ледник с проходом Дигори. Этот маршрут и в настоящее время считается одним из сложнейших. Надо отметить, что на склоне Мкинварцвери, на высоте 4100 метров находится Бетлемская пещера – древнейший христианский памятник святых отцов-отшельников, часовня-молельня, а также келья.
Грузинские легенды, мифы и былины сохранили до наших дней имена тех людей, которые в древние времена поднимались на вершину. С помощью указаний, содержащихся в этих преданиях, в XVII веке священник Иосиф Мохевец (горец) покорил Мкинварцвери (5033 м) .
Кровная месть в Верхней Сванетии, или "лицври", изнуряла страну еще больше, чем постоянные войны с внешними врагами. Война шла не только между отдельными селениями, но и между домами. Достаточно было сказать обидное слово или пнуть ногой собаку, чтобы получить пулю в лоб. И тогда мужчины поднимались в башни. Они забирали туда женщин и детей, прокопченные мясные туши, боеприпасы, наполняли водой деревянные баклаги в башнях. Башни имеют выход в дом, который тоже представлял из себя крепость. Вместо окон в сванских домах узкие бойницы, а сами дома построены из камня - не подожжешь.
Бывали случаи, когда мужчины отсиживались в башнях годами. Пока кровная месть не была осуществлена, старики гневались, молодые издевались, жены отказывали в общей постели. Земля в это время стояла невозделанной, пропадал скот, гибли люди.
Только с 1917 года по 1924 год, до установления в Верхней Сванетии Советской власти, от кровной мести погибло здесь 600 мужчин.
Источник: ссылка