стоики философия
Автор :::GrUzInChIk::: задал вопрос в разделе Другое
кто такие философы стоики и получил лучший ответ
Ответ от Орбитальная группировка[гуру]
СТОИЦИЗМ — школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4-3 вв. до н. э. Название происходит от греч. Stoa Poikilē (Расписной Портик) — колоннады в Афинах. Собиравшихся здесь в поисках уединения Зенона и его учеников прозвали "стоиками".
В истории стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики -1-2 вв. до н. э.) ; Средняя Стоя (Панэтий, Посидоний и др. — 2-1 вв. до н. э.) ; Поздняя Стоя (Сенека, Музоний Руф, Эпиктет, Марк Аврелий и др. — 1-2 вв. н. э.) . Полностью сохранились только сочинения Поздней римской Стои. Хотя основное теоретическое ядро учения было сформировано Зеноном и Хрисиппом, наибольшую известность стоицизм приобрел в своей римской ипостаси.
Стоическая философия включает в себя логику, физику и этику. Этика является наиболее значимой и исторически востребованной частью учения, обоснованию которой служат остальные части.
Логика трактуется стоиками предельно широко и включает в себя риторику, диалектику (грамматику, семантику и формальную логику) и учение о критерии (гносеологию) . Предметом логики является все, что связано с осмысленной человеческой речью: правила ее внешнего словесного выражения (внешний логос) , ее внутренняя смысловая и формально-логическая сторона (внутренний логос) , критерии ее соответствия действительности.
Познание начинается с чувственного восприятия. На этой стадии душа пассивна и подобна восковой табличке, на которой воспринимаемые вещи оставляют свои отпечатки — представления. Критерием истинности познавательного акта являются так называемые "каталептические" постигающие представления, с неоспоримой очевидностью и отчетливостью раскрывающие содержание своих объектов. Затем на основании представлений выносятся суждения, которые должны получить одобрение со стороны разума. Теперь душа выступает в качестве активной оценочной инстанции, а значит, появляется возможность заблуждения и произвола.
Основой стоической диалектики является отношение между знаком, реальной чувственной вещью, с которой соотносится знак, и смыслом ("лектон"), обозначаемым знаком.
Физика стоиков опирается на физику Аристотеля и космологию Гераклита. Характерными чертами стоической картины мира являются всеобъемлющий соматизм ("сома" — тело) и преобладание органических моделей. Космос, согласно стоикам, является живым "умным телом", имеющим сферическую форму и находящимся в бесконечной пустоте. Все его части согласованы и образуют целесообразно организованное целое, с необходимостью следующее внутренней логике своего развития.
Как всякое живое существо космос проходит стадии рождения, роста и гибели. Каждый мировой цикл заканчивается "воспламенением", после которого мир возрождается вновь в прежнем виде. В начале мирового цикла "творческий огонь" (Зевс, Логос) выделяет из себя четыре первоосновы (огонь, вода, воздух, земля) и порождает мир подобно семени, в котором содержатся семена всех отдельных вещей (сперматические логосы) . Два пассивных элемента (вода, земля) соответствуют веществу, а два активных (огонь, воздух) — действующей созидательной силе (пневме) , которую стоики называли "теплым дыханием" и "душой мира". Она является причиной любого движения в мире и пронизывает весь космос как мед соты, обеспечивая космическую "симпатию" его отдельных частей.