соцреализм
Автор Papandos задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ
В чем заключаются специфические черты социалистического реализма ? и получил лучший ответ
Ответ от Евгений[гуру]
[...]
Принципы соцреализма
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично) .
Литература советской эпохи всегда делилась на две категории: на официальную, соцреалистическую, и неофициальную. Это разделение явственно проступило уже в двадцатые годы, когда многие поэты и писатели не приняли большевисткую революцию. Некоторые из них эмигрировали (Иван Бунин, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный) , другие были репрессированы (Николай Гумилёв) , третьи продолжали работать, но отнюдь не в русле соцреализма (Александр Блок, Сергей Есенин). Однако советской власти необходимо был искусство, отвечающее её пропагандистским требованиям. Возник РАПП, организация пролетарских писателей, активно занимавшаяся травлей писателей непролетарских, в том числе и таких, как Владимира Маяковского. Но РАПП состоял в основном из начинающих писателей. Между тем, формирующемуся соцреализму требовался писатель уже известный, который мог бы возглавить направление, придать ему вес. Таким писателем стал Максим Горький. Его произведения в общих чертах действительно отвечали тьребованиям соцреализма. Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз Писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности. Герой литературы двадцатых - тридцатых годов — большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей.
[...]
Источник: Wikipedia
Специфические черты соц реализма заключены в том, что они отражали лишь идеал социалистической жизни какой ее хотела видеть партия, и которой на самом деле не было в СССР. Удивительно, что некоторые рассказы и повести вообще выходили в свет, к примеру "Разгром" Фадеева.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основного метода» литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» , сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма» («Устав Союза писателей СССР» , 1934). Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический» , что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главным постулатом социалистического реализма стала партийность, социалистическая идейность. Попытки (с кон. 1950-х гг. ) расширить «теоретическую базу» социалистического реализма (постулаты народности искусства, а затем социалистического гуманизма) не способствовали эстетическому обоснованию социалистического реализма как художественного метода. Требования социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие творчество, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения (А. А. Ахматовой, Д. Д. Шостаковича, С. М. Эйзенштейна, П. П. Филонова и др. ) и стимулировавшие создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам.
Попытки расширить «теоретическую базу» социалистического реализма идеями «народности» (в кон. 30-х гг.) , «социалистического гуманизма» (с кон. 50-х гг. ) или принципом эстетически «открытой системы» (в 70-х гг. ) не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К кон. 80-х гг. становится историко-литературным термином.
Большая Российская Энциклопедия Кирилла и Мефодия