социальная анкета
Автор Ђатьяна ///// задал вопрос в разделе Домашние задания
Чем отличается социологическая анкета от других анкет, и получил лучший ответ
Ответ от Liudmila Sharukhia[гуру]
Социологический опрос — это метод получения первичной социологической
информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между
исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых
данных в форме ответов на поставленные вопросы.
Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его
представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в
форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том,
что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной
процедуры, а с другой — исходить из того, что источником информации
выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в
рамках повседневного житейского опыта.
Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное
анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в
целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т. п.) . По способу
распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим
анкетером) , почтовую (рассылается по почте) , прессовую анкеты (публикуется в
газете или журнале) . Различные сочетания названных признаков образуют множество
разновидностей анкетного опроса.
Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок
респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях,
процессах.
Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая —
вводная — представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем
кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его
значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же
приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность
ответов.
Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки) , направления
на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать
решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать
свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «конкретные» вопросы —
простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес,
расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть
вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные
вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.
В третьей части анкеты — так называемой «паспортичке» (она иногда помещается
вначале) — выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых:
их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение,
профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность
респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной
части) .
Верный пункт №3 (социологическая анкета, как правило, анонимна) .
Потому-что в ней могут задаваться вопросы, на которые открыто человек отвечать не захочет, например по проблемам алкоголизма и наркомании.