скудельница



убогий дом это

Автор Ђося задал вопрос в разделе Города и Страны

Убогие дома - что это, где они существовали? и получил лучший ответ

Ответ от Ўрий Чернов[гуру]
Общим местом для совершения обряда служили так называемые убогие дома, скудельницы, гноища', которых было очень много в Древней Руси, особенно в Москве и более известных городах, например, в Новгороде. Убогие дома эти устроились особенно во время разных общественных бедствий, как, например, моровой язвы голода, нашествия врагов, и назначались для предохранения живущих от заразы, а тел усопших от поругания а также служили местом исполнения над ними церковь нога погребения. В день Семика в убогих домах совершалось отпевание умерших, для чего приходили сюда с крестным ходом и в сопровождении архиереев, как это обыкновенно делалось в Москве. К этому дню набожные люди покупали гробы и саваны, холсты и полотно и отправлялись с ними за крестным ходом в убогие дома. Там находился большой сарай или амбар с глубоким ямником, в котором обыкновенно складывались трупы усопших. В особенности осенью и зимой собирали, например, в Москве, по городским пустырям, захолустьям и по кривым безлюдным переулкам тела замерзших и убитых и свозили их в эту общую яму. Зимою по причине неудобства копанья замерзшей земли их не зарывали в могилы, а оставляли до весны, до того времени, когда земля оттаивала и являлись доброхотные датели разных принадлежностей для отпевания покойников. В одной старинной песне сказано про убогие дома:
Там ночь велика,
Спи до Семика
В убогом доме возводилось большое, увенчанное крестом деревянное строение, и под ним устраивалась глубокая яма со льдом, куда складывали тела безвестных покойников. По обычаю дважды в год – на Семик (седьмой четверг после Пасхи) и на Покров – всех неопознанных хоронили на местном кладбище, прилегавшем к убогому дому. Убогие дома были приписаны к какой-либо местной церкви. На Семик и на Покров в убогий дом приходил священник с благочестивыми горожанами, служил панихиду по всем умершим, после чего покойников облекали в погребальные саваны и хоронили в одной могиле.
Другое название убогого дома – скудельница – происходит либо от слова «скудость» , либо, что вероятнее всего, от слова «скидель» , то есть «глиняная посуда» : в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях.
В старой Москве было несколько убогих домов в разных частях города, существовало и особое кладбище при Варсонофьевском монастыре на Большой Лубянке, где тоже хоронили безродных и бездомных нищих. На этом кладбище Лжедмитрий I велел захоронить Бориса Годунова, но и сам нашел пристанище в одном из убогих домов.
Убогий дом на Самотеке был приписан к местной церкви во имя Иоанна Воина. В XVII веке на Семик и на Покров к нему отправлялся крестный ход из ближайшего Высоко-Петровского монастыря.
Первый убогий дом Москвы стал и последним. В 1732 году он, уже единственный в городе, был перенесен дальше в Марьину рощу. За него все еще отвечал священник Иоанновской церкви. В 1763 году указом Синода было велено хоронить поступивших туда умерших сразу же, а не дожидаясь традиционных для их погребения дней. А в 1771 году после эпидемии чумы убогий дом был закрыт.

Ответ от Мириам[гуру]
Божьи дома, убогие дома, скудельницы, гноища, жальники, богадельни (?), скудельничьи села, божедомка - так назывались места, в которые на Руси свозили тела умерших насильственной или скоропостижной смертью вне дома, семьи, а также безродных тюремных заключенных, странников, убогих [1]. По другой версии в них хоронили вообще отверженных, которые не считались достойными быть погребенными на кладбище. Так, и воров и разбойников, казненных или умерших от ран, хоронили в убогом доме без отпевания [2]. Основным же критерием для переселения на божедомное кладбище была смерть без причастия и покаяния.
Фактически основной функцией убогих домов было бесплатное захоронение за государственный счёт.
Первое [3] упоминание о заведении скудельниц встречается в Новгородской летописи "В л_то 6727 [1219] - в л_то 6740 [1232]":
"И кто не просльзиться о семь, видяще мьртвьця по уличамъ лежаща, и млад_нця от пьсъ изедаемы. И въложи богъ въ сердце благое створити архепископу Спуридону: и постави скуделницю у святыхъ Апостолъ, въ ям_, на Просьскои улици; и пристави мужа блага, смерена, именьмь Станила, возити мьртвьця на кони, кде обидуце по городу; " [4]
Выстроена эта скудельница была по причине голода, бушевавшего во всей России и убивающего множество людей. Вскоре эта скудельница наполнилась (3030 трупов) и поставили другую, в которую наклали 3500. В Смоленске выстроено было четыре скудельницы, в которых было положено 32000 трупов. [7]
В убогих домах рано утром выставлялись неопознанные тела, дабы каждый мог осмотреть мертвецов и найти (или не найти) своего пропавшего родственника или знакомого. [5] Также использовались они в качестве хранилища для поступающих мертвецов во времена различных общественных бедствий: моровой язвы, нашествия врагов, чумы и т. п.
Божедомные учреждения обычно не существовали "сами по себе", а приписывались к той или иной церкви или монастырю; иногда часовни наделялись божедомными функциями (как часовни Китай-города, например). В Семик (четверг седьмой недели после Пасхи, седьмой день по Вознесении) совершалось отпевание умерших и общее захоронение, для чего приходили сюда крестным ходом и в сопровождении архиереев. Набожные люди к тому времени покупали гробы и саваны, холосты и полотно и отправлялись следом за крестным ходом. А там уж разбирался накопившийся навал тел. В Церковном уставе 1668 г. предписывается, кроме праздника Семика, посылать в убогие дома архимандрита и прочее духовенство для совершения общей панихиды 1 октября. Из грамоты 1548 г. видим, что положено было совершать в убогих домах подобную общую панихиду об усопших еще 21 июня или в другой ближайший к этому сроку день. [3]
В Москве убогих домов было несколько. Известных - четыре. На нынешней Пречистенке близ Мертвого переулка, идущего к Успению, что на Могильцах. На месте бывшей скудельницы церковь Мученицы Параскевы Пятницы (на Божедомской улице). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами. Третий - за Таганкой, на месте которого царь Алексей Михайлович на свою комнатную сумму основал Божедомский монастырь, потом называемый Покровским. Наконец, четвертый (чуть ли не первый поначалу в Москве) убогий дом был на Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. Со временем количество убогих домов уменьшалось и к 1763 году последний убогий дом (в виде амбара близ Марьиной рощи) был уничтожен указом Синода от 29 апреля. Ежегодные же крёстные ходы к Покровскому монастырю прекратились в 1771 году.
Этимология:
Скудельницы, скудельничьи села, и по производству и по смыслу идут от слова скидель - глиняная посуда или от скудость - убожество. Скудельницами назывались урочища, откуда брали глину; изрытые, подобные места становились неудобны к произрастанию, и их-то, как ни к чему не годные, евреи употребляли для погребения странников, иноплеменных убогих. Поля под именем скудельниц были и у славян во многих местах. [6]
Жальник - от древнерусского слова жалети (умирать). [8]

Ответ от Елена[гуру]
О московских убогих домах упоминается с 1474 года. В дома эти свозили тела безродных, безвестных людей, бродяг и нищих, найденных мертвыми на улицах, умерших насильственной смертью, от заразных болезней и без покаяния, самоубийц, иноземцев, не опознанных или не разысканных родственниками. Для православного погребения таких покойников и были устроены убогие дома. Сохранилось свидетельство старинного историка, что, по обычаю, в средневековой Москве таких покойников сначала отвозили на опознание в Китай-город, к часовням на Крестцах. Тех, чьи родственники не нашлись и кто не был опознан, отвозили в убогие дома
Божьи дома, убогие дома, скудельницы, гноища, жальники, богадельни (?), скудельничьи села, божедомка - так назывались места, в которые на Руси свозили тела умерших насильственной или скоропостижной смертью вне дома, семьи, а также безродных тюремных заключенных, странников, убогих. По другой версии в них хоронили вообще отверженных, которые не считались достойными быть погребенными на кладбище. Так, и воров и разбойников, казненных или умерших от ран, хоронили в убогом доме без отпевания. Основным же критерием для переселения на божедомное кладбище была смерть без причастия и покаяния.
Фактически основной функцией убогих домов было бесплатное захоронение за государственный счёт.
В Москве убогих домов было несколько. Известных - четыре. На нынешней Пречистенке близ Мертвого переулка, идущего к Успению, что на Могильцах. На месте бывшей скудельницы церковь Мученицы Параскевы Пятницы (на Божедомской улице). Второй убогий дом находился за Серпуховскими воротами. Третий - за Таганкой, на месте которого царь Алексей Михайлович на свою комнатную сумму основал Божедомский монастырь, потом называемый Покровским. Наконец, четвертый (чуть ли не первый поначалу в Москве) убогий дом был на Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. Со временем количество убогих домов уменьшалось и к 1763 году последний убогий дом (в виде амбара близ Марьиной рощи) был уничтожен указом Синода от 29 апреля. Ежегодные же крёстные ходы к Покровскому монастырю прекратились в 1771 году.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Убогие дома - что это, где они существовали?
Скудельница на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Скудельница
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*