широкая колея



Автор Ихпатли задал вопрос в разделе Техника

Почему железнодорожная колея в России шире и на сколько? и получил лучший ответ

Ответ от Лёка[гуру]
Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей. 🙂
Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.
Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы. широкая колея
P.S.Есть еще третья - анекдотическая. При начале строительства железных дорог в России министры пришли к царю и спросили: "Государь, а не следует ли сделать расстояние между рельсами чуть шире ? -На х ** шире ?!"...
И стали наши рельсы чуть-чуть поширше западных... На х **...:)Лёка
Высший разум
(136592)
История техники полна анекдотических случаев...))

Ответ от Мфт - уникальный лодырь[гуру]
ну легенда гласит, что когда первую железку строили Петр бросил реплику типа "на х*й шире" подразумевая типа вопрос зачем, а исполнители его не правильно поняли и решили что это распоряжение.. . 🙂

Ответ от Assargadon[гуру]
на солько шире не знаю, но сделали так, чтобы европейские поезда не могли пользаватся нашими дорогами. Это было сделанно из чисто военных соображиний, т. к. тогда железная дорга была основным способом переброски и снабжения войск

Ответ от Ёергей Парфенов[гуру]
С середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже – СССР) , Финляндии и Монголии была ширина колеи 1524 мм. Во второй половине XX века железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм.
Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов) . Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии.
Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века) . Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время эта колея была популярна в южных штатах США) . Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом – 5 футов. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию. Никаких документальных подтверждений этой версии не имеется.
До начала 80-х годов XX века второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Однако за последние десять лет протяжённость железных дорог этой колеи резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий.

Ответ от Владимир Кузнецов[гуру]
Байка:
И рпишли к императору Всероссийскому инженера, и спросили:
-Отец наш всенародный, а колею-то для дороги железной как делать: как в Европах, али шире?
-Нах_й шире - ответил им царь-батюшка.. .
ВНИМАНИЕ ВОПРОС (про что - и сами, поди догадались) 😉

Ответ от Луа 333[гуру]
Вот тут почитайте 🙂

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Почему железнодорожная колея в России шире и на сколько?
Ширина колеи на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Ширина колеи
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*