резьба по бересте



Автор Madeleine задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

История шемогодской резьбы? и получил лучший ответ

Ответ от A-stra[гуру]
ШЕМОГОДСКАЯ РЕЗЬБА — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Город Великий Устюг в Вологодской обл. — крупнейший центр производства резных берестяных изделий. Промысел возник здесь во 2-й пол. 18 в. и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В 18—19 вв. на городской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портсигары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами, аллегорическими фигурами. Многие из них были подписаны; сохранились произведения великоустюжских мастеров 19 в. Ивана Усова и Степана Бочкарева. Постепенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. С сер. 19 в. промысел стал расширяться: изготовлять берестяные изделия начали также в деревнях Шемогодской волости (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино и др.). Родоначальником промысла в д. Курово-Наволок стал И. А. Вепрев, основатель династии резчиков, организовавший в детском приюте школу резьбы по бересте. В кон. 19 в. формируются основные стилевые особенности Ш. р.: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывались фольга или цветная бумага. «Вепревская берестяная вязь» на многие годы определила стиль Ш. р. В 1918 г. резчики объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»). В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при Шемогодском мебельном комбинате. После неудачных «новаций» 1950— 1960-х гг. промысел вновь начинает активно развиваться. В 1972 г. А. Е. Маркова — последовательница вепревской традиции — создала при фабрике художественных кистей цех резьбы по бересте, выпускающий сувенирные туеса, коробочки, музыкальные шкатулки. В 1981 г. создается художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
[ссылка появится после проверки модератором]
Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.
Таким образом, художественная обработка бересты являлась неотъемлемой частью традиционной культуры многих народов.
Именно в выборе и удачном сочетании декоративной обработки берестяных предметов, техники и формы изделия раскрывались художественные способности народа, его национальное своеобразие.
Орнамент служил не только украшением, но и нес смысловую нагрузку, отражал специфику хозяйственной деятельности его создателей, их представления об окружающем мире.
Назначение берестяных изделий в бытовой практике различалось в зависимости от ряда факторов: общественной ступени развития, ведущих художественных занятий, значения тех или иных промыслов, уровня развития ремесленного производства и технической культуры в целом.
Вопрос о происхождении и стилистической эволюции шемо-годской резьбы может быть решен в связи с общей проблемой орнамента в северном народном искусстве.
Богатая многогранная культура XVI - XVII веков способствовала рождению яркого декоративного стиля, оказавшего огромное влияние на развитие народного искусства, на все виды его художественных форм.
Общие корни декоративного стиля XVI - XVIII веков прослеживаются в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах черневого и сканого серебра, резной кости, настенных росписей, набойки и вышивки.
Источник: ссылка

Ответ от Мэдди[гуру]
Промысел возник в деревнях по реке Шемоксе, притоку Северной Двины. Крестьяне д. Курово-Наволок еще в 18 в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй половине 19 в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости. Временем расцвета прорезной бересты, периодом становления и утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец 18 - первая половина 19 в.

Ответ от Catalonec[гуру]
притоку Северной Двины. Крестьяне д. Курово-Наволок еще в 18 в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй половине 19 в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.
Временем расцвета прорезной бересты, периодом становления и утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец 18 - первая половина 19 в. В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия.
В 1882 г. на Всероссийской промышленной выставке и московской ярмарке изделия шемогодских мастеров были удостоены премии и почти целиком закуплены императорским двором.
В 1918 г. центр промысла переместился в Великий Устюг. Современное производство сосредоточено на фабрике "Великоустюгские узоры". Опытные мастера режут узор без предварительной прорисовки. Художественный уровень промысла определяют произведения Балагуровской Л. П Марковой А. Е. , Вязовой Т. Г. , Слепухиной Т. А.
На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: История шемогодской резьбы?
Шемогодская резьба на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шемогодская резьба
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*