река теза



теза река

Автор Наталья морозова задал вопрос в разделе Школы

Какая польза от реки Теза? и получил лучший ответ

Ответ от Любительница музыки[гуру]
река теза
Те́за — река в Ивановской области; левый приток Клязьмы.
Длина — 192 км, площадь бассейна 3450 км²[источник не указан 522 дня].
На реке расположен город Шуя, сёла Дунилово, Хотимль, Холуй с храмовыми комплексами.
Судоходство на реке Теза:
С Суда по Тезе от Клязьмы до Шуи начали ходить с 1614 года, что подтверждается документами. Фактически же судоходство началось значительно раньше.
В 1686 году жители Шуи просили царского указа о запрещении строить на Тезе мельницы, так как не имели другого торгового пути, кроме водного. В этом же году они получили царскую грамоту, в которой говорилось о недозволении застраивать Тезу мельницами и мостами, чтобы не препятствовать судоходству от Клязьмы до Шуи.
Несмотря на грозный указ, в 1688 году возле Холуя крестьяне князя Куракина самовольно построили мельницу на реке Тезе, но, по ходатайству жителей Шуи, эта мельница была сломана и "струговый ход" по реке Тезе открыт.
Судоходство по Тезе продолжалось до 1731 года. Затем стали снова строить мельницы сначала под Холуем, позднее у деревни Власьихи, потом в Сергееве и Хотимле. В связи с таким строительством в 1731 году судоходство практически прекратилось на целое столетие.
Быстрое развитие текстильной промышленности Шуи и Иванова требовало водных путей сообщения для сбыта продукции. В 1834 году началось строительство пяти шлюзов на Тезе. В 1837 году эти работы были завершены, а 10 июля открылось судоходство. Навигация длилась шесть месяцев - с 1 мая по 1 ноября. Навигация 1868 года была самой большой со времени открытия судоходства: в этом году через Холуй прошло 2157 судов (1843 г. - 236, 1863 г. - 851).
Суда пропускались 7 месяцев в году, с мая по ноябрь. По дошедшим до нас данным, в 1923 г. было проведено 1905 шлюзований, в 1935 г. – 7411 шлюзований, в 1937 г. – 5654 шлюзования. Поначалу суда тянули вручную или лошадьми. Первый пароход на Тезе появился в 1907 году, но суда на «лошадиной тяге» бороздили тезянские воды вплоть до 1915 года. При советской власти в 1925 году на Тезе открылось регулярное пассажирское сообщение. Для этой цели были переоборудованы две «тезянки» «Идея» и «Смычка» (дощатые плоскодонные баржи небольших размеров), которые со скоростью 6 километров в час буксировали колесные пароходики «Шуя» и «Южа». Через 10 лет тезянский флот пополнился пассажирскими катерами «Речник» и «Практик», способными перемещаться с вдвое большей скоростью. В семидесятых годах прошлого века специально под размеры игрушечных тезянских шлюзов были изготовлены два укороченных быстроходных пассажирских катера «Зарница». Для надежного поддержания гарантированных глубин в 1910 году построили компактную землечерпалку «Тезянская 1» производительностью 15 м3/час. Несмотря на наличие плотин, глубины на некоторых перекатах, к примеру на Холуйских мелях между третьим и четвертым шлюзами, в маловодные годы падали до 75 см и лишь работы по дноуглублению позволяли поддерживать их на уровне 85 см. Значительное количество времени землечерпалка проводила на 2-километровом участке реки, соединявшем последний пятый шлюз с рекой Клязьмой. Строительство этого гидроузла на значительном удалении от устья – одна из загадок Тезянской системы. Будь шлюз построен непосредственно возле устья, протяженность нуждающегося в регулярном углублении судового хода значительно сократилась бы. Известно, что до появления паровой землечерпалки дноуглубительные работы в этом месте проводились вручную.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какая польза от реки Теза?
Теза река на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Теза река
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*