пушкин и религия



Пушкин и церковь

Автор Atheist atheistic задал вопрос в разделе Религия, Вера

Пушкин был атеистом? и получил лучший ответ

Ответ от Монархист[гуру]
Пушкин атеистом?
Да, коммунисты лет 30-40 назад нас именно так учили.
А сегодня вы сами познакомьтесь с судьбой этого гения, выросшего в либерастическом лицее, с хроникой его последних часов.
Почитайте его стихи о своей юности и молодости.
Хоть убей, следа не видно.
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Откройте "Бориса Годунова", посмотрите на Пимена. Почитайте слова самого Годунова
Почитайте его переписку с друзьями (скажем с Чаадаевым в ответ на нападки последнего на Византию и Христа): :
"Но, друг мой, разве сам Христос не был евреем, и Иерусалим не был притчей во языцех? Разве Евангелие оттого менее дивно? Мы переняли от греков Евангелие и предание, но не приняли от них дух ребяческой мелочности и прений... "
Что он писал о христианских молитвах:
Ни одна из них меня не умиляет.
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого Поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Ну и главное - стихотворение, которое даже коммунисты считали главным в творчестве Пушкина - "Пророк":
И Бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
Атеист говорите? Гы!
А язычество.. . Пушкин ЛЮБИЛ СВОЮ ИСТОРИЮ (как люблю ее я, например) , но не в пример сегодняшних неоязов, которые свою. историю НЕНАВИДЯТ и знать НЕ ЖЕЛАЮТ. И которым надобно читать Салтыкова-Щедрина, дабы понять, кого они напоминают.
Впрочем, не будем о больных

Ответ от Нелли[активный]
Хотелось бы. чтобы это было так. Тогда мы - единомышленники)

Ответ от Ёанчес[гуру]
Нет конечно. Ходили слухию что он записался в масоны (фармазоны, как их называли) , а перед смертью покаялся в этом священнику. И уже когда его похоронили, масоны отрезали ему с мертвого тела ступни. Вот такая легенда была. В библиотеке помню наткнулся.

Ответ от Ёын Сварога[гуру]
авспомни звестную детскую сказку там смысл в том что часто бывает так, что быдло одевает рясу и начинает учить честной народ как правильно жить, при этом оставаясь быдлом.

Ответ от ывап[гуру]
Не знаю кем он был но от его сказок так и веет Русью языческой.

Ответ от Кактус Ботаник[гуру]
Свое презрение к попам Пушкин лучше всего показал в сказке о попе и балде.

Ответ от Елена Калинина[гуру]
Пушкин был Пушкиным, он создал свою религию.

Ответ от Пользователь удален[гуру]
То что он попов не любит - это ещё не атеист!! !
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Сами подумайте какого вероисповедания он?

Ответ от Ѝгоист[гуру]
Если брать сказания об Остове Буяне и. т. д. то он более похож на язычника. Да и в последствии в его сказках так и сквозили такие вещи.

Ответ от Darkmonster[гуру]
Ну он был по крайней мере прогрессивным человеком - "О сколько нам открытий чудных... "

Ответ от Марк Геллерштейн[гуру]
Он венчался т. е. атеистом не был

Ответ от Константин Лукьянцев[гуру]
Не мог атеист, не чуждый понятия чести, написать тогда такое:
"Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которое не знали бы все наизусть, которое не было бы уже ПОСЛОВИЦЕЮ НАРОДОВ; она не заключает для нас уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, ---и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному увлечению и погружаемся в её божественное красноречие. "
/А. С. Пушкин, собр. соч. в 10 т. , М. : Изд. Худ. Лит. , 1961, т. 6, стр. 191/.
Впрочем, в биографии Пушкина достаточно эпизодов, которые никак не вяжутся с атеизмом. Вот один из них. Сначала историческая справка, чтоб было понятно дальнейшее. После Бородинского сражения русские войска отошли к с. Тарутино, стояли там в течение месяца, а когда французы вышли из Москвы, эти войска перекрыли им дорогу на Калугу, остановив французское войско под Малоярославцем 6 октября 1812 г. По случаю этой победы, граф Румянцев ---хозяин этого села ---дал своим крестьянам вольную, предварительно взяв с них обещание поставить памятник в честь победы над Наполеоном. Памятник, который представляет собой колонну с украшениями, был открыт 25 июня 1834 г. )
В ноябре 1834 г. Пушкин поездки в его дневниках осталась запись следующего содержания:
"Графа Румянцева вообще не хвалят за его памятник и уверяют, что церковь была бы приличнее. Я довольно с этим согласен. Церковь, а при ней школа, полезнее колонны с орлом и длинной надписью, которую безграмотный мужик наш долго ещё не разберёт. "
[Собр. соч. в 10 т. , М. : Худ. Лит. , 1962, т. 7, стр. 336].
Атеист, рассуждающий в своих дневниках о полезности церкви, ---это уже чересчур.. .
Где-то в 1825-26 Пушкин покупает десятка два экземпляров "Сираха" (первая библейская книга, вышедшая тогда в переводе на русский) и раздаёт друзьям (читал об этом у И. Ильина) . Позже Пушкин начинает писать поэму по библейской книге "Юдифь", "Пророк" написан по мотивам книги Исайи. Вяземский в 1837 писал в письме Давыдову: "Священник говорил мне после со слезами о нём и о благочестии, с которым он исполнил долг христианский. Пушкин никогда не был esprit fort (вольнодумцем ---Р. Р.) , по крайней мере, не был им в последние годы жизни своей; напротив, он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их. "
[цит. по В. В. Вересаев, "Пушкин в жизни"]
Пушкин пытается перелагать молитвы на стихи (напр. великопостную молитву Ефрема Сирина) , правда, не публикует это. Постеснялся ---и правильно сделал. Такая осторожность, щепетильность говорит об очень деликатном отношении Пушкина к религии. Пушкин был верующим именно потому, что не напечатал (можно сравнить это с сожжением второго тома "Мёрвых душ").
Да, конечно, трудами отцов Церкви Пушкин интересовался меньше, чем самим Писанием, в Писании же его увлекала поэзия (когда он впервые обратился к религиозным текстам по-серьёзному, он так и выразился по поводу картины Творения: "Плохая физика, зато какая поэзия! ") Интересны по этому поводу его слова: "... мало было избранных (даже между первоначальными пастырями Церкви) , которые бы в своих творениях приближились кротостию духа, сладостию красноречия и младенческою чистотою сердца к проповеди Небесного Учителя. "
Малый интерес Пушкина к святоотеческой литературе вполне объясним: он улавливал написанное там из живой жизни тогда ещё христианского народа. Это не совсем равнодушие к религии.

Ответ от В)[гуру]
Приведённое четверостишие лишь приписывается Пушкину, но документально это не доказано. В отличие от этих строк:
***
Владыку, тернием венчанного колючим,
Христа, предавшего послушно плоть Свою
Бичам мучителей, гвоздям и копию,
Того, Чья казнь весь род Адамов искупила.
***
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель -
Она с величием, Он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах.
***
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана.. .
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена…
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.. .
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!
***
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Ответ от Мизантроп[гуру]
Читая его сказки думается что он Язычник

Ответ от Лика павлова[гуру]
А. С. Пушкин был человек верующий. Перед смертью он успел исповедоваться и причаститься. Это не всем дано, но об этом все верующие мечтают (исповедь и причастие пред смертью).

Ответ от Владимир Ионов[гуру]
В молодости под влиянием западных идей Пушкин был ближе к атеизму. Но в зрелые годы он стал настоящим православным. Кстати, поэтому в обществе к нему такое отношение позитивное у всех.

Ответ от Вечность[активный]
Так кто же Пушкин атеист или язычник, африканец или русский, декабрист или прославляющий царя? Он просто замечательный поэт и человек .И к стати его воспитывала прежде всего бабушка его няня, а уж потом лицей!! Я так думаю!!

Ответ от Koen[гуру]
Из Онегина.. .
Сей Пламенный Творец явил нам всем Героя как совершенства образец..! !
.

Ответ от Кирилл Вейденбах[новичек]
Википедия:. В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями».

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Пушкин был атеистом?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*