поверх барьеров



Близнец в тучах

Автор Криsтино4Ка=) задал вопрос в разделе Гуманитарные науки

Футуристическое в лирике Б. Пастернака и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга» . Влияние поэзии русского модернизма (символистов — главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов — в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчётливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917).
в его книге «Поверх барьеров» , как впоследствии в лирике «Сестры» , а отчасти и в стихах сороковых годов, — футуризм встречался с символизмом. Автор никого не отвергал, пользуясь достижениями тех и других — и не забывая об акмеистической точности: блоковская музыка, футуристическая лексика и футуристическая же звукопись. В отечественном пастернаковедении последних лет — как бы в отместку за советские времена, когда близость к Маяковскому служила для Пастернака индульгенцией, — часто преуменьшают зависимость Пастернака от футуристов: мол, он и с ними сблизился «по смежности» , просто потому, что Бобров желал скандальной славы. Между тем, хотя Пастернак и не любил словесной зауми он дружил с Крученых, высоко, хоть и отчужденно отзывался о Хлебникове и многое взял у тех, кто ставил звук впереди смысла. Пастернаковская звукопись — безусловно футуристическая. «Есть еще хорошие буквы — эр, ша, ща! » — кричал Маяковский, и эти рычащие и жужжащие звуки, «скрежещущие пережевы» , у раннего Пастернака слышатся постоянно. Блок, по точному замечанию Чуковского, был поэтом сквозных гласных, перетекающих друг в друга: «ДышА духАми и тумАнАми» — «И вЕют дрЕвними повЕрьями» … У Пастернака основная нагрузка приходится на бесчисленные, громоздящиеся согласные; его ранние книги — живой урок сопромата. Круг тем и адресатов, ритмы, мелодика — символистские, в особенности блоковские; звук — явно от футуристов. Говоря грубее — гласные от предшественников, согласные от сверстников.
Здесь впервые прозвучала поэтическая декларация, которой Пастернак не изменял и в дальнейшем:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги, —
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
«Поверх барьеров» — книга преодоленного кризиса, первый сборник, в котором Пастернак не побоялся быть вполне собой. В нем есть, конечно, и экстатический захлеб, и стилизации (и того и другого особенно много в «Балладе») , и претенциозность. Но главное — есть то, что он, судя по разговорам с друзьями, ставил выше всего: зоркость и жадность. Никто из его современников не въедался в жизнь с таким аппетитом: вся книга — пир гастрономических и алкогольных ассоциаций, закат дважды сравнивается с ломтями лосося, солнце тянет «ледяной лимон обеден сквозь соломину луча» . Любовь тут еще не переживается, а предчувствуется:
Дыши в грядущее, теребь
И жги его — залижется
Оно душой твоей, как степь
Пожара беглой ижицей.
К истории поэтики Пастернака футуристического периода см. статья В. В. Иванова

Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
Борис Леонидович Пастернак (29.I./10.II.1890, Москва - 30.V.1960, Переделкино под Москвой) начал литературную деятельность в кружках, формировавшихся вокруг издательства символистов "Мусагет", его первую поэтическую книгу "Близнец в тучах" в 1914 г. издала литературная группа "Лирика", членов которой критики упрекали в подражании символистам. Позже в автобиографической прозе "Охранная грамота" (1930) Б. Пастернак назвал "Лирику" эпигонским кружком. На поэтику ранних стихов Б. Пастернака оказал влияние близкий символистам И. Анненский. От И. Анненского он воспринял особенности стиля (в том числе и свободный, психологизированный синтаксис) , благодаря которым достигался эффект непосредственности, одномоментности выражения разных настроений лирического героя. В литературной среде стихотворения сборника "Близнец в тучах" были восприняты и как содержащие некоторый налет символизма, и как противостоящие поэзии символизма. В. Брюсов в обзоре "Год русской поэзии" заметил, что в поэзии Б. Пастернака выражалась футуристичность, но не как теоретическая норма, а как проявление склада души поэта.
После раскола в "Лирике" в 1914 г. Б. Пастернак примкнул к ее левому крылу и вместе с С. Бобровым и Н. Асеевым создал новую литературную, футуристическую по своей эстетической ориентации, группу "Центрифуга", издательство которой в 1917 г. выпустило в свет его вторую поэтическую книгу "Поверх барьеров". Творчество Б. Пастернака этого периода развивалось в русле русского футуризма, однако позиция членов "Центрифуги", в том числе и Б. Пастернака, отличалась относительной самостоятельностью и независимостью от поэтических норм. Критическая часть первого альманаха "Центрифуги" "Руконог" (1914) была направлена против "Первого журнала русских футуристов" (1914). Так, в статье Б. Пастернака "Вассерманова реакция" содержались выпады против поэзии эгофутуриста и впоследствии имажиниста В. Шершеневича. Подвергнув сомнению футуристическую природу его творчества, Б. Пастернак отнес к истинному футуризму поэзию В. Хлебникова и с некоторыми оговорками - В. Маяковского. Для третьего, задуманного в 1917 г. , но так и не вышедшего в свет альманаха "Центрифуги" предназначалась статья Б. Пастернака "Владимир Маяковский. "Простое как мычание". Петроград, 1916 г. " Выразив свою поддержку поэзии В. Маяковского, Б. Пастернак указал на два требования к настоящему поэту, которым отвечал В. Маяковский, и которые Б. Пастернак будет предъявлять к себе на протяжении всего своего творчества: ясность творческой совести и ответственность поэта перед вечностью.
В ранней лирике Б. Пастернака обозначались темы его будущих поэтических книг: самоценность личности, бессмертие творчества, устремленность лирического героя к мирам, его сосуществование с садами, бурями, соловьями, капелью, Уралом - со всем, что есть на свете:
"Со мной, с моей свечою вровень / Миры расцветшие висят"; "Достать пролетку. За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес / Перенестись туда, где ливень / Еще шумней чернил и слез". В стихотворениях сборника "Поверх барьеров" Б. Пастернак искал свою форму самовыражения, называя их этюдами, упражнениями. Ощущение мира в его целостности, во взаимопроникновении явлений, сущностей, личностей обусловило метонимический характер его поэзии. Так, "Петербург" - развернутая метонимия, при которой происходит перенос свойств смежных явлений, в данном случае города и Петра.
Впоследствии, в письме Б. Пастернака к М. Цветаевой 1926 г. , было высказано мнение о непозволительном обращении со словом в стихах сборника "Поверх барьеров", об излишнем смешении стилей и перемещении ударений. В ранней поэзии Б. Пастернак отдал дань литературной школе, но уже в его статье 1918 г. "Несколько положений" прозвучала мысль о необходимости для поэта быть самостоятельным; символизм, акмеизм и футуризм он сравнил с дырявыми воздушными шарами.
<a href="/" title="6528996:##:kormilov_lithistory/ch12_all.html" >[ссылка появится после проверки модератором

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Футуристическое в лирике Б. Пастернака
Чернышёв Евгений Николаевич на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Чернышёв Евгений Николаевич
Пастернак Борис Леонидович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Пастернак Борис Леонидович
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*