Автор Петр Калнышевский задал вопрос в разделе Политика
Кем выкуплен портрет В. А. Жуковского кисти Брюллова на аукционе, устроенном для приобретения средств по выкупу и получил лучший ответ
Ответ от Лиза Скрябина[гуру]
Императрицей Александрой Федоровной, о которой поэт насмешливо написал:
«Цариця небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
та ще, на лихо, сердешне,
Хита головою.
Так оце-то та богиня!
Лишенько з тобою» и т. д.
Так высмеивал Шевченко женщину, благодаря которой получил свободу. Даже некоторые современные шевченковеды признают, что тут Тарас Григорьевич переусердствовал. Императрица была довольно красива и меньше всего похожа на «высохший опенок» . Впрочем, не это сравнение являлось самым оскорбительным. Как известно, во время мятежа декабристов Александра Федоровна вместе с детьми едва не попала в руки мятежников, собиравшихся вырезать всю Царскую Семью. В результате перенесенного нервного потрясения Государыня заболела нервной болезнью — иногда у нее непроизвольно дергалась голова. Вот это увечье своей благодетельницы и поднял на смех Тарас Григорьевич.
В 1838 году Жуковский устроил для царского двора лотерею, выставив в качестве приза стоимостью тысячу рублей свой портрет кисти Брюллова. Лотерейный билет выпал императрице Александре Федоровне, а недостающие для выкупа полторы тысячи рублей доложили Жуковский и Брюллов. Сама императрица решиться на столь щедрый шаг, видимо, не могла.
У портрета Василия Андреевича Жуковского, кисти К. Брюллова, совершенно особая судьба: сумма, вырученная от его продажи, пошла на выкуп Т. Г. Шевченко из крепостных. Вспоминая об этом, Шевченко писал в своей биографии:
«Жуковский, предварительно узнавши цену от помещика, просил К. П. Брюллова написать его, В. А. Жуковского, портрет с целью разыграть его в лотерею.. . Великий Брюллов охотно согласился. Портрет написан. В. А. Жуковский с помощью графа М. Ю. Виельгорского устроил лотерею в 2500 рублей ассигнациями, и этою ценою была куплена моя свобода... »
Портрет Жуковского был написан в петербургской квартире Брюллова, создавшей, по контрасту с его большой мастерской, уютную, почти семейную обстановку. Со свойственной ему аккуратностью, Жуковский приходил для позирования в назначенное художником время. Нередко Брюллов посылал к поэту своих учеников с приглашением на сеанс. Одну из таких неудачно исполненных миссий шутливо описал Мокрицкий.
"Поутру, — писал он,—... пошел я к Жуковскому и передал ему приглашение Брюллова — вместо завтрего, я пригласил его сегодня к трем часам. Досталось же мне от Брюллова; ментор мой в красных штанах взьелся на меня так, что я думал побьет ".
Работать над портретом поэта Брюллову пришлось с перерывами, так как Жуковский должен был сопровождать наследника в его путешествии по России.
Образ поэта-романтика проникнут тихой сосредоточенностью и умиротворением. Наклонив слегка голову к плечу и сложив на коленях руки, Жуковский присел к столу с книгами, спокойно и сердечно внимая собеседнику. Гармоничны и плавны линии, очерчивающие голову и фигуру. Глубок и мягок красновато-коричневый колорит, соответствующий общему облику поэта.
Современники считали этот портрет Жуковского одним из лучших «как по сходству, так и по выражению характера целого» . Облик поэта полон тихого лиризма, серьезности и доброты. Сдержанность исполнительской манеры, отсутствие какой-либо внешней аффектации характеризуют это замечательное произведение.
Большую часть денег дала царская семья, а Тарас Григорьевич потом спьяну писал про них гаденькие стишки.