Бар муха
Автор Гамлиэль Фишкин задал вопрос в разделе Лингвистика
Откуда выражение «под мухой»? и получил лучший ответ
Ответ от Ђиань[гуру]
"Итак, муха или мушка — это была модная карточная игра в начале XIX века. П. А. Вяземский писал А. И. Тургеневу 18 апреля 1828 г. : «...На днях же и сам дебютировал в муху (игра карточная в моде) ...» (Архив бр. Тургеневых, вып. 6, т. 1, с. 67). Значение `картежная игра' отмечал в слове муха и словарь Даля (сл. Даля 1881, 2, с. 369).
На том историческом фоне, который здесь вырисовывается, вся соль экспрессивно-образных словесных воплощений выпивки, пьянства сосредоточивается в слове муха. Это обстоятельство отражается и в тех деформациях, которым подвергаются связанные с ним фразеологизмы. Вообще говоря, внутренняя неразложимость или односторонняя трансформация идиоматизма лежит в основе его возможных каламбурных видоизменений и даже внутренне не мотивированных или механических его рассечений и дроблений. Но, конечно, тут большую роль играют аналогические соответствия и концентрации, скрещения и сокращения. Именно в результате таких процессов возникли детерминативные сочетания слов с мухой, под мухой. Иллюстрации: «Крисп Иваныч засиживался иногда в гостях, иногда возвращался домой с мухой... » (Мамин-Сибиряк. Богоданка) ; «Зинаида Тихоновна, внимательно рассматривая свою гостью, ..даже подумала про себя: ”Ох!. .должно быть, она того.. .с мухой! “» (Мамин-Сибиряк. Бурный поток). У А. П. Чехова в рассказе «Пересолил» : «До усадьбы.. .оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать — сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется)». "
Про опьяневшего человека говорят, что он “под мухой” – тем самым славяне обозначали его связь с нечистой силой.
Известно, что человека на протяжении жизни сопровождает ангел-хранитель. Как только человек начинает пьянствовать, ангел сначала упрекает его, призывает покаяться и воздерживаться от пьянства. Если же человек не может остановиться, то и ангел отступается от него, бес же, напротив, приближается, подбивает человека пить всё больше и больше.
Нечистая сила охотно превращается в мух. В Белоруссии о колдуне, например, говорят: “У него мухи в носе”. Когда про опьяневшего человека говорят, что он “под мухой”, то это означает, что он находится в руках черта. Неслучайно, пьяницы, особенно в состоянии “белой горячки”, часто видят бесов в их натуральном виде.
Бесы лишают пьяниц сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и нередко доводят до самоубийства. По народному убеждению, чёрт может вселиться в сердце пьющего человека, и это хуже всего, потому что такому человеку нигде не найти покоя от страшной тоски. В народе также считают, что человека, страдающего запоем, в любой момент может посетить дьявол.
Пьяниц отчитывали в церквях, а также поили растворенной в воде золой из церковного кадила.
Муха - модная карточная игра в начале XIX века. Выражение "убить муху" возникло в среде карточных игроков, что означало выиграть. Вернуться домой "с мухой" = вернуться с выигрышем, удачей и, естественно, в нетрезвом состоянии, потому что игра сопровождалась выпивкой.
Под мухой - в состоянии небольшого опьянения. Первоначально оборот имел форму с мухой. Выражение возникло из речи игроков в карточную игру муху и значило "с выигрышем, с удачей, с овладением мухой". Выигрыш, вероятно, сопровождался выпивкой.
Происхождение этой фразы связано, конечно, с выпивкой. На Руси водку пили всегда - национальная, так сказать, традиция. Пили все: начиная с царей да князей и заканчивая простым людом. Пили ее тоже по-русски - чарками, то есть примерно по 150 граммов за раз. Десять чарок были равны стопе. В XVIII веке стопу заменил штоф (1,23 литра). От полуштофа произошли современные пол-литра. Был в ходу и небольшой стаканчик со смешным названием «муха». От него и пошло выражение «быть под мухой». Похожие выражения, имеющие те же корни – «муху убить, муху зашибить, муху задавить, муху раздавить». -
Из детской сказки "МУХА-ЦОКОТУХА" в стихах Корнея Чуковского. :))
Я разделяю версию Четвертого Измерения. Ближе к российской действительности. К карточной игре были причастны немногие, а кабаки ходили многие.
Муха денюжку нашла и тут же бросилась её пропивать
Они все хорошие люди и каждый по-своему прав, но они не знают, о чём говорят! В иврите есть глагол "мушке" - пить. Быть под мушке, на подпитии, - что ещё нужно доказывать?
Версий много, каждая имеет право быть. А я думаю, всё было проще - нажрался, задремал, мухи по роже ползают. Лежит человек, а на нём муха. Под мухой.
хорошо что не под слоном
Слово под мухой описывает состояние человека не обязательно пьяного ведь В НЕМ говорится буквально НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ передвижения человека который передвигаясь совершает НЕЛЕПЫЕ с точки зрения других людей телодвижения. А может человек больной???? И даже психически. А ???Хотя что меня здесь смутило в этом слове сказано о ночи о странных обьятиях о громких звуках о видимой слепоте ( в переносном смысле) о использовании интуиции. Скорей всего ответы до моего были даны абсолютно верные.
Вот, на переднем плане, та самая рюмка "муха", точнее три )) Объем чуть ли не чайная ложка. Во исполнение указа о первой бесплатной рюмке кабатчики минимизировали убытки - наливали вот такую "муху".
Фото из музея завода в Гусь Хрустальном.
Народы Кавказа будучи бухими в прошлых веках "присоеденились"к России.
А теперь наши дни будучи даже трезвыми не знают как от нее отсоедениться!