Кто сказал фразу
Автор X_TeLL mE tHe TrUtH_x задал вопрос в разделе Образование
Кто сказал: "Москва - третий Рим, а четвёртому не бывать" ? и получил лучший ответ
Ответ от Валентин Шувалов[гуру]
Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.
Однако в действительности впервые эта идея была выдвинута существенно ранее митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» , а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.
Политическая теория «Москва — Третий Рим» также обосновывается легендой конца 15 - начала 16 вв. о византийском происхождении шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху.
«И ныне же, в последниа сиа лета, яко же и в перваа, прослави бог... благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Констянтина новому граду Костянтину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя». Значение этой теории «нового града Константина» — не в почетном сравнении Москвы с Константинополем и Ивана III с Константином (такое сравнение высказывалось уже в Повести временных лет — по отношению к Владимиру Киевскому; с Константином в публицистике XV в. сравнивали Дмитрия Донского, Бориса Александровича Тверского, Василия II, самого Ивана III — в «Послании на Угру» Вассиана Рыло). В «Изложении пасхалии» речь идет не только о сравнении, но и о противопоставлении — Москва, как «последний» «град Константина» сменяет первый центр мира, Константинополь, павший в 1453 г. под ударами турок (и «изрушившийся» , как утверждали русские полемические памятники, уже после унии 1439 г.) ; она становится единственным православным центром мира.
«Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать. » (Послание старца Филофея к великому князю Василию)
РёРј
инок Филофей