образ москвы



Автор VARGO задал вопрос в разделе Литература

Образ Москвы в лирике М. Цветаевой? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина.[гуру]
Московские улицы, московский пейзаж — постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений. Уже в сборнике «Волшебный фонарь» М. Цветаева обращается к романтическому прошлому города:
Домики с знаком породы
С видом его сторожей.. .
Синие подмосковные холмы,
В воздухе чуть теплом — пыль и деготь.. .
Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:
У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят, —
В них царицы спят и цари.
Центральное произведение М. Цветаевой, посвященное данной теме, — цикл «Стихи о Москве» . На нем я хочу остановиться подробнее.
Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, — таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.
Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук! —
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Центром этого города является духовность. В этом городе жива
народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей» .
По церковке — все сорок сороков
И реющих над ними голубков,
И Спасские — с цветами — ворота,
Где шапка православного снята.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Семь холмов — как семь колоколов,
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!
Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог — рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:
На каторжные клейма,
На всякую болесть, —
Младенец Пантелеймон
У нас, целитель, есть.
Ощущение постоянного присутствия Бога настраивает душу на высокий лад. Возникает желание уйти от обыденной жизни, от будничности. Поэт становится одним из «смиренных странников, во тьме поющих Бога» . Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:
Я — двойника нащупавший двойник —
Сквозь легкое лицо проступит — лик.
О, наконец тебя я удостоюсь,
Благообразия прекрасный пояс!
Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом» , что природа ее — духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д. , а также чувствующее, одухотворенное существо:
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.. .
Москва для Цветаевой — дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:
Из рук моих — нерукотворный град
Прими, мой странный, мой прекрасный брат.. .
И встанешь ты, исполнен дивных сил.. .
— Ты не раскаешься, что ты меня любил.
Будет твой черед:
Тоже — дочери
Передашь Москву
С нежной горечью.
Москва в стихах Цветаевой предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь — от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла — о рождении поэта:
Красною кистью Рябина зажглась.
Падали листья. Я родилась.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Образ Москвы в лирике М. Цветаевой?
Москва в произведениях искусства на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Москва в произведениях искусства
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*