нил сорский



Нил сорский википедия

Автор Ђамара Медведева задал вопрос в разделе Школы

Нил Сорский, кто это? и получил лучший ответ

Ответ от Елена Хусаинова[гуру]
(в миру Николай Майков; ок. 1433-1508), церковный деятель, внесший выдающийся вклад в теорию и практику русского монашества.
Родился в Москве. В юности был 'скорописцем', т. е. переписчиком книг. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, приобщившись там к жизни и учению 'заволжских' (т. е. монашествующих на другом - по отношению к Москве - берегу Волги) старцев. Совершил путешествие в Палестину и Константинополь; долго пробыл на Афоне, всецело проникшись впечатлениями аскетизма, молитвенного 'умного делания'. Испытал глубокое воздействие византийского исихазма, в том числе идей Симеона Нового Богослова (11 в. ) и Григория Синаита (14 в.) . Вернувшись на родину (между 1473 и 1489), основал обитель поблизости от Кириллова. Идеалом монашеской жизни стало для него не характерное в ту пору для России скитское житие (небольшими группами иноков) , которое Нил считал наилучшим, 'царским путем' аскезы в сравнении с общежитием (киновией) и отшельничеством. Сурово осуждал роскошь церковного убранства, 'серебро и злато', всякого рода 'стяжание', т. е. экономическую экспансию церкви в мир, считая, что монахи должны довольствоваться исключительно плодами собственного труда. Не одобряя фанатического изнурения плоти, призывал сосредоточиться на внутреннем мире души, усмиряемой в ее греховных порывах посредством 'умной', психологически-сконцентрированной молитвы; проповедовал также мягкость в отношении к еретикам, считая тех из них, кто раскаялся, 'мучениками'.
Пропаганда терпимости, а в особенности 'нестяжания' вызвала резкое неприятие у церковного большинства, хотя царской власти (в лице Ивана III) идеи Нила - в том, что касалось лишения монастырей их недвижимого имущества, - были вполне симпатичны. Так или иначе борьба, разгоревшаяся на соборе 1503, куда Нил был призван, завершилась поражением 'нестяжателей' и победой 'иосифлян', т. е. сторонников Иосифа Волоцкого, отстаивавшего противоположные принципы. На раннем этапе этой борьбы Нил Сорский скончался (7 мая 1508). Наиболее ревностным продолжателем его дела выступил князь-инок Вассиан Патрикеев.
Написанные Нилом монастырский устав, Предание ученикам, духовные послания и завещание принадлежат в лучшим образцам религиозной словесности русского Средневековья.

Ответ от Ђ С[гуру]
НИЛ Сорский (в миру Николай Майков) (около 1433 - 1508), русский церковный деятель, глава нестяжателей. Будучи монахом Кирилло-Белозерского монастыря, Нил странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с исихазмом, изучал патристическую литературу. Вернувшись на родину, он основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, свою обитель. Учение Нила Сорского отличалось от официального русского православия, в котором были сильны тенденции авторитаризма и слепого следования внешней стороне обрядов. В своих сочинениях Нил Сорский развивал мистико-аскетические идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своем внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест» , Нил Сорский требовал от монахов участия в производительном труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. Нил Сорский рекомендовал отказаться от насилия и гонений еретиков. Его учение противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий. На соборе 1503 года Нил Сорский защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церковных монастырских земель. В литературном наследии Нила Сорского большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей, при изучении которых он опирался на традиции византийского аскетизма. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сорский выделил стадии в развитии страстей: восприятие («прилог») , фиксация («сочетание») , адаптация («сложение») , утверждение («пленение» ) и доминация — «страсть» в ее настоящем значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития, стремиться к нравственному усовершенствованию.

Ответ от Костя меньчиков[новичек]
это лидер нестяжателей

Ответ от Лазарева Надя[новичек]
он был лидером нестяжателей

Ответ от Данил Кабиров[новичек]
Социальное происхождение преподобного Нила точно неизвестно. Сам себя он называл «невежей и поселянином» (в письме Гурию Тушину), но из этого не следует его крестьянское происхождение: самоуничижительные эпитеты характерны для такого рода литературы. Сам же преподобный Нил по этому поводу говорил: «Аще кто от родителей явленных мира, или сродники име от преимущихъ въ славе мира, или самъ в сану коемъ или в чести в миру бе. И сиа безумие суть. Сия бо сокрывати подобает». С другой стороны известно, что до пострига будущий подвижник служил подьячим, занимался списыванием книг, был «скорописцем». В сборнике Германа Подольного, одного из близких Нилу монахов Кирилло-Белозерского монастыря под 1502 годом сообщается о преставлении «Нилова брата» — Андрея, который был пострижен там с именем Арсений. Андрей Фёдорович Майко личность известная. Это один из видных дьяков при правительствах Василия II и Ивана III. Его имя часто встречается в документах тех лет. Андрей Майко стал родоначальником дворянского рода Майковых. Таким образом, Николай Майков был образованным горожанином и относился к служилому сословию.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Нил Сорский, кто это?
Нил Сорский на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Нил Сорский
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*