метод обобщения независимых характеристик



Автор Наталия Кулдошина задал вопрос в разделе Другое

методы изучения личности учащихся и получил лучший ответ

Ответ от Playboy X[гуру]
Изучение личности учащегося — это изучение его личных качеств, специально вызванных изменением условий, цели или способа выполнения им какой-либо деятельности. Эксперимент может проводиться и в лаборатории, и в естественных условиях трудовой деятельности. Лабораторный эксперимент, имеющий целью изучить психологические особенности какого-либо вида трудовой деятельности или личности учащегося, строится по принципу психологического моделирования деятельности. Модель — это искусственно созданное упрощенное подобие изучаемого явления, в котором основные для изучения элементы его структуры сохранены или даже усилены, а остальные могут отсутствовать. Моделирование применяется и в естественном эксперименте.
Естественный эксперимент, проводимый непосредственно в классе или аудитории, в учебной мастерской, в цехе, — наиболее доступный для каждого преподавателя метод. Еще не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, возможности точно дозировать и варьировать влияние изучаемых факторов, устранять мешающие факторы, создавать условия, обеспечивающие обоснованное сравнение результатов деятельности. Современная техника создает возможность перенести положительные стороны лабораторного эксперимента в естественные условия.
В естественном эксперименте отсутствует главный и весьма принципиальный недостаток лабораторного эксперимента — изменение отношения исследуемого к своей деятельности, колеблющееся в широких пределах — от повышенной настороженности до несерьезности (здесь уместно познакомиться с темой «Методы психологии труда») .
В изучении личности учащегося широкое применение находит формирующий эксперимент, проводимый путем индивидуального или группового экспериментального обучения или воспитания.
Наиболее практически эффективен и доступен педагогам метод обобщения независимых характеристик, заключающийся в сборе и обобщении «жизненных показателей» , собираемых в различных видах деятельности характеризуемой личности.. .
Характеристика — это не только (а точнее, не столько) то, что написано о человеке, а то, что о нем известно и может быть сказано.
Обобщающий независимые характеристики, данные разными людьми, обязательно должен сопоставить и обобщить полученные сведения. Сопоставление и обобщение — основная сущность этого метода изучения личности. В обобщенной характеристике каждая.
учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов (см. приложения 1 и 2):
5 — названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера
4 — заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
3— названная и противоположная ей черта личности выражены нерезко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто;
2 — заметно более выражена и чаще проявляется противоположная черта личности;
1 — противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
0 — нет сведений для оценки данной черты.
По динамике каждая черта личности может определяться одним из трех баллов или знаков:
3 — раньше была менее свойственна, теперь более развивается, улучшается, знак <;
2 — данных об изменении нет, знак =;
1 — раньше была более свойственна, теперь ослабевает, ухудшается, развивается в противоположном направлении, знак >.
Проверка усвоения основных методов психологии:
1. За проявлением каких качеств личности учащегося следует наблюдать?
2. Как следует наблюдать за деятельностью учащегося?
3. Что позволяет выявлять беседа с учащимся?
4. Что называется психологическим экспериментом и какие его виды различают?
5. В чем сущность метода обобщения независимых характеристик?
6. Как применяется метод полярных баллов в обобщенной характеристике?
Источник: Этапы психологических исследований

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: методы изучения личности учащихся
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*