лермонтов как часто пестрою толпою окружен



Лермонтов как часто пестрою толпою окружен

Автор Ўрий Меньшиков задал вопрос в разделе Другое

анализ стихотворения Лермонтова "Как часто пестрою толпою... и получил лучший ответ

Ответ от Вадим Белов[гуру]
Стихотворение «Как часто, пёсторою толпою окружен… » М. Ю. Лермонтов написал под новый 1840 год. «На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза… » – так описал встречу с поэтом И. С. Тургенев.
Может быть, Тургенев уловил тогда на лице его прекрасное выражение поэтического творчества, может быть, М. Ю. Лермонтову в голову приходили стихи.
Стихотворение помимо ностальгических переживаний, которые возникают, когда реальный мир «образов бездушных людей» и «приличьем стянутых масок» , существующие внешне, «наружно» , сменяется забытым миром детства, дома, родины, первой влюблённости… Другими словами, чувствами лирического субъекта владеют два мира – мир искренний, добрый, светлый, давно забытый и мир обмана, бездушья, бесстрастия.
Ключевыми образами реального мира являются «затверженные речи» , «образы бездушные людей» , «приличьем стянутые маски» , «небрежная смелость красавиц городских» , «бестрепетные руки» , «блеск и суета» … Очевидно, что автор использует эпитеты, ярко выражающие его чувства.
Глагольная лексика, в основном, состоит из глаголов настоящего времени, их немного, поэтому действие в стихотворении, как бы застыло, замерло. Движение есть только в мир прошлого, в то, что рисует память. Реальный мир – это «блеск и суета» , застой и обман…
Смысл длинного предложения, выраженного в первой и второй строфе, выявляется в словах «Наружно погружаюсь в их блеск и суету, ласкаю я в душе старинную мечту, погибших лет святые звуки» .
Пространство неестественного, неискреннего реального мира во второй строфе меняется пространством забытого мира, души поэта: «Погибших лет святые звуки» – вот смысл такой перемены.
И перед нами, начиная с третьей строфы, открывается внутренний мир лирического героя, мир его мечты, воображения – светлый и ясный от детских воспоминаний и грёз, трепетный и робкий от тоски по своей первой влюблённости. Картины окружающей природы приятны, поэт – хозяин «царства дивного» , «всесильный господин». Ключевые образы воображаемого мира: «лечу я вольной, вольной птицей» , «я – ребёнок» , «родные всё места» , «барский дом и сад» , «степь трав» , «спящий пруд» , «туманы над полями» , «робкие шаги» , «мечты моей созданье» … Все эти эпитеты описывают то состояние поэта, которое можно назвать забытьём. Оно продолжается дома, оно приятно, поэтому описание мира воображаемого занимает больше места, чем реального.
В словах: «Под бурей тягостных сомнений и страстей, как свежий островок безвредно средь морей цветёт на влажной их пустыне» – вот движение в поэтическом пространстве мира мечты.
Доминантный образ мира мечты – это «вольная, вольная птица» , «свежий островок» , который приметен оптимистическим смыслом применяемых слов, лёгкостью настроения, приятных дум. Этот воображаемый мир мечты очень важен лирическому герою, чтобы хотя бы в памяти «ласкаю в душе старинную мечту» , а наяву – «бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью… »
Велика роль последней строфы. Она, как будто и завершает стихотворение, но по смыслу несёт начало чего-то сильного, злого, бунтарского.
Образ «толпы» уже здесь не так силён, как в начале стихотворения. «Толпа» здесь – образ безделья и обмана, образ, ненавистный поэту, требующий своего уничтожения.
«Конфликт» «толпы» здесь в том, что хотя и велика она, но есть средства победить пестроту и бездушья – это «железный стих» , это «дерзость поэта» .
Финальные строки проникнуты пафосом борьбы, с бесстрастием, с обманом, людской суетой, бездушием. Это настроение подчёркивается сильным желанием отомстить, побороть бестрепетную толпу, всколыхнуть, встряхнуть общество: «О, как мне хочется смутить весёлость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!..»

Ответ от АЛЬБЕРТ МАМОНТОВ[мастер]
«Как часто, пестрою толпою окружен...» — одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности.
Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1-е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1-го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.
Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» - обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.
С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора.
Уже в четвертой строке читаем:
«При диком шепоте затверженных речей…»
и слышим резкую критику в адрес присутствующих.
Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:
«Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…»
Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.
Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями…
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье.
Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу:
«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не? званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу.
Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.
Лирический герой стихотворения Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел.
Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.
За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А. С. Пушкина, ста

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: анализ стихотворения Лермонтова "Как часто пестрою толпою...
Как часто пёстрою толпою окружён на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Как часто пёстрою толпою окружён
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*