лак для музыкальных инструментов



Лак для скрипки

Автор Елена задал вопрос в разделе Прочие искусства

В чем заключается секрет скрипичного лака? и получил лучший ответ

Ответ от Алексей*[гуру]
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
==
Как бы ни старались современные скрипичные мастера, они все еще не в состоянии превзойти своих давних предшественников из Кремоны. Многочисленные копии старых итальянских скрипок не воспроизводят чарующие голоса оригиналов, созданных в XVI-XVIII веках представителями семейств Амати, Гварнери и Страдивари.
Прежде было принято считать, что главный секрет скрипичных дел мастеров в особом составе лака, покрывающего инструменты. Это предположение было высказано еще в 1948 году Джозефом Михельманом. Он сумел снять с инструмента два последовательно наложенных слоя лака и изучить их композицию.
В них обнаружился и кальций, и кремний, и медь, и алюминий, и натрий, и железо, и свинец, и олово…
лак для скрипки
Оказывается, что необыкновенные свойства этих драгоценных инструментов зависят от лака, которым покрывали скрипки. Дитмар убедился, что в состав его входят каучукообразные вещества. Без сомнения, Амати, Гварнери и Страдивари покрывали свои изготовленные скрипки соком такого растения, который обильно содержал каучук. Так обработанные, даже самые обыкновенные скрипки приобретают звучность своих классических предков. Особенно хорошие результаты достигаются, если деревянные части скрипки пропитываются естественным соком каучукового дерева латексом. Со временем звучность и чистота звука даже улучшается.
Другие исследователи находили там и природные красители, получавшиеся из корней определенных растений, и следы вулканического пепла. Появлялись и откровенно мистификаторские, если не сказать шарлатанские предположения.
В 1955 году некий Раньери объявил, что раскрыл секрет лака, главным компонентом которого им была объявлена «индийская смола» непонятного состава. А секрет старинного лака так и остается нераскрытым.
==
Лак для своих скрипок Антонио Страдивари покупал у знакомого аптекаря и выбирал его исключительно из-за понравившегося цвета. Скрипичные мастера, которые наносили на скрипку негодный лак, давно уже заметили, что их скрипки звучат лучше, пока не лакированы.
Так, французский автор Антуан Видаль пишет: «Опыт ясно отвечает на эти вопросы: законченная скрипка, но не лакированная, имеет в звуке больше силы и сочности. Если же скрипка остается нелакированной, то звук ее постепенно изменяется и после короткого времени, становится бедным и слабым. Поэтому следует заключить, что лак, придавая внешности скрипки более приятный вид, в то же время консервирует и защищает древесину. И в этом, главным образом, выражается его польза. Подобного мнения держится и аббат Сибире, французский физик Феликс Савар, ряд немецких авторов.
Источник:

Ответ от Ёергей Мусалимов[новичек]
Секрет скрипок Страдивари, Дель Джезу и других прост : они подвергали скрипки термобработке при сборке, тем самым удаляя из древесины воду. А грунты и лаки служили защитой от воздействия внешней среды и для красоты.

Ответ от Juliet[гуру]
Состав лака уже давно не секрет для специалистов. А вот пропитка.... чем пропитывали дерево до сих пор неизвестно. Насчитали более 90 ингридиентов.

Ответ от Елена Ким-Татаринова[гуру]
Скрипичный мастер Гребнев рассказывал, что составы скрипичных лаков, описанные в рукописях 16-17 в. в. можно найти даже в интернете. Но загадок при этом очень много. Например, долгое время ученые ломали голову над тем, почему на скрипках Страдивари даже под микроскопом невозможно найти следы кисти, которой наносили лак. Гипотеза, которую высказал Гребнев - наличие в лаке янтарных смол. Срипку выносили на солнце, и под дейстивем тепла лак равномерно растекался по поверхности деки. Но тем не менее, несмотря на то, что состав лака вроде бы известен, почему-то инструменты Страдивари и других кремонских мастеров до сих пор великолепно звучат, а скрипок современных мастеров хватает лет на 70 в лучшем случае.

Ответ от Nadya Cherry[гуру]
Скрипичного лака? ! А что это?
Ааа.. . скрипичный лак! Может там плавленный янтарь и льняное масло?

Ответ от Андрей Никитин[гуру]
Ентот секрет знал тольки Гварнери да помер он недавно, вот неудача- то какая.

Ответ от Анатолий розет[гуру]
Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке. Так что как ни крути, лак все же нужен. Если лак будет мягким, то он хорошо защитит дерево, но погасит его вибрацию, а если лак будет жестким, то соответственно будет и более хрупким и, через его трещины дерево будет уничтожено внешними воздействиями. "Ноу Хау" Амати - это был рецепт его лака, который как раз и был золотой серединой.
Амати передал свой секрет самому лучшему своему ученику - Страдивари и наступила эра скрипок Страдивари. Страдивари путем практических экспериментов улучшил лак Амати. Его скрипки были долговечнее и звучали лучше скрипок Амати. К преклонным годам Страдивари ситуация повторилась. Страдивари еще при жизни передал свой секрет своему лучшему ученику - Гварнери. Гварнери был талантливый человек, но в то же время шалопай и бабник. Он затеял интрижку с женой вельможи, а затем убил его на дуэли. Спасаясь от мести родственников вельможи, Гварнери нанялся на пиратский корабль и больше не возвращался.
сын Гварнери, умудрился украсть у Страдивари рецепт лака.
Сейчас в мире совсем нет скрипок Амати, очень мало скрипок Страдивари, но сохранилось довольно много скрипок молодого Гварнери.
По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.
В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: В чем заключается секрет скрипичного лака?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*