лады народной музыки



Музыкальные лады

Автор Vladislava Leonova задал вопрос в разделе Музыка

Что такое лады народной музыки и получил лучший ответ

Ответ от *SPACE*[гуру]
Лады народной музыки
Как мы помним, "ладом" принято называть "систему взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для конкреттного музыкального сочинения выбирается лишь несколько, например, 7 звуков (лады ведь бывают не только 7-ступенные) . Благодаря тому, что эти звуки оказываются расположены в октаве неравномерно, они попадают в неравноправные условия относительно друг друга. Возникают взаимоотношения - явления устойчивости и тяготения - и именно набор тяготений и устойчивостей внутри заданного набора звуков и называется "ладом".
Нетрудно догадаться, что различных ладов может быть построено невероятно много. Даже если ограничиться темперацией (т. е. равномерным делением) октавы на 12 полутонов - это ведь далеко не единственный вариант! - то и из этих 12 звуков можно построить немало различных ладов. И можете не сомневаться, что в течение истории развития музыкального искусства, в процессе как творческих так и научных поисков, было перепробовано великое множество способов организовать абстрактные звуки в систему - в лад. Существуют даже отдельные произведения (среди народных песен) , которые используют свой собственный лад, нигде больше не встречающийся. Есть лады всего из двух звуков, или из трех, и т. д. Большинство существовавших ладов к нашему времени устарели, другие продолжают использоваться в разных культурах по всему миру. И музыка, написанная в этих ладах, обладает совершенно необычайными для нашего слуха красками, недостижимыми никакими средствами, кроме ладовых.
Здесь и сейчас у нас нет ни желания ни возможности охватить столь огромную картину, поэтому позволим себе ограничиться только привычной нам европейской культурой. К нашему времени, из всех более или менее удачных попыток построения звуковой системы, откристаллизовались лишь несколько ладов. Два из них получили повсеместное распространение даже во всем мире - и это хорошо известные вам натуральные мажор и минор. На греческом языке - на языке той культуры, которая когда-то оказалась главным "разработчиком" современных ладов - эти два лада называются: мажор - "ионийский лад", а минор - "эолийский". Эти лады, или эти два звукоряда, мы легко получаем на белых клавишах фортепиано, принимая за исходную точку ноту "до" для мажора, и ноту "ля" - для минора.
Помимо этих двух звукорядов, существуют еще пять 7-ступенных ладов. Их можно чаще всего услышать в народных песнях славянских стран. А поскольку взгляды и вкусы любого серьезного композитора воспитываются именно на народной культуре, то эти же народные лады нередко встречаются и в серьезной музыке самых разных жанров. Общим свойством всех этих ладов является то, что в их основе (т. е. , на их исходном звуке) строятся либо мажорные, либо минорные трезвучия. Поэтому имеет смысл считать эти звукоряды разновидностями мажора и минора - но эта "классификация" все же довольно условна. Также, общим свойством этих ладов является единство звукоряда. Иными словами, можно получить гаммы всех этих ладов, используя одни и те же звуки - например, одни и те же белые клавиши фортепиано. Давайте пройдем по этой "лестнице" по порядку.
Мы используем только белые клавиши, но только одну из них считаем тоникой. Итак, если тоника - клавиша "до", то звукоряд, опирающийся на нее, оказывается натуральным (ионийским) мажором - это мы уже знаем. На тонике "ре" - по тем же белым клавишам - получается один из древних ладов, широко использовавшихся в Греции и у славян, и живущий по сей день - "дорийский минор". От привычного нам натурального минора (ре-минора, конечно) , этот звукоряд отличается повышенной 6-й ступенью (нота "си" вместо "си-бемоля") Из-за этого весь лад приобретает этакую мягкую просветленность, хотя и остается минором.
Мы советуем вам не воспринимать все эти сведения как сухую академическую теорию. Все это живет в окружающем нас мире, и ждет, когда и вы попробуете это использовать. Прочитав эту статью, попробуйте сразу же услышать "живой" лад в действии.
Источник:

Ответ от Оленька[гуру]
Лады народной музыки- это монодические семиступенные лады. Каждый из этих ладов имеет строго фиксированную интервальную структуру звукоряда. Все разновидности этих ладов можно построить на звукоряде "белых клавиш" ф-но только перемещая тонику.
ДО- ионийский- натуральный мажор
РЕ- дорийский- VI высокая
МИ- фригийский- II низкая
ФА- лидийский- IV высокая
СОЛЬ- миксолидийский- VII низкая
ЛЯ- эолийский- натуральный минор
СИ- локрийский- II и V низкая
Пентатоника- пятиступенный лад, пять ступеней которого расположены в звукоряде по большим секундам и малым терциям. Звуки на чёрных клавишах ф-но взятые в любом поступенном порядке в пределах октавы. Особенность пентатоники- отсутствие малых секунд (полутонов). Наибольшее распространение получили два вида пентатоники, в основе которых лежат мажорное и минорное трезвучия, образующиеся на первых ступенях этих видов. А вообще пентатоники существует пять видов.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что такое лады народной музыки
Лад музыка на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Лад музыка
Натуральные лады на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Натуральные лады
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*