эссе по литературе как писать
Автор Анастасия Кронгардт задал вопрос в разделе Школы
как писать эссе. Напишите плиз. По пунктам как писать эссе и получил лучший ответ
Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ЖАНРЕ ЭССЕ (ЕГЭ ЧАСТЬ С)
Текст должен соответствовать определённой речевой ситуации. Поэтому и построение текста, и его лексика должны подчиняться задачам этой ситуации. Об этом следует постоянно помнить. В работе проверяются УМЕНИЯ. Умеешь найти проблему – молодец, умеешь её прокомментировать, определить авторскую позицию, согласиться или не согласиться с позицией автора по найденной проблеме, а также аргументировать свою позицию по проблеме – половина дела сделана. Далее надо логически верно оформить мысли (этому поможет абзацное членение текста) , следует использовать разные синтаксические конструкции и избегать повтора слов (обратите внимание, как связаны К6 и К10). Орфография, пунктуация, грамматика – этому быстро не научишься, хотя никогда не поздно.
Следовательно, постараемся набрать максимальное количество умений, а значит, и баллов. Чтобы облегчить задачу написания текста части С, предлагаем придерживаться плана-алгоритма, который поможет быстро сориентироваться на экзамене. План-алгоритм примерный, но в условиях цейтнота может быть полезным.
1. Прочитай текст. Найди главное предложение. Если таких много, выбери одно. Переделай его в вопросительное. Задай этот вопрос ко всему тексту. Текст отвечает на этот вопрос – ты нашёл проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируй её, объясни, из каких слов автора видно, что это именно та проблема, которую ты нашёл.
ОЧЕНЬ ВАЖНО: В ПОДОБНЫХ ТЕКСТАХ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ СОВЕРШАЕТ НЕ АВТОР, А РАССКАЗЧИК ИЛИ ГЕРОЙ РАССКАЗА. ДАЖЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА!
Если текст не отвечает на этот вопрос, найди другое главное предложение.
2. Начинай текст с назывного предложения. (Например, текст посвящен теме чести, счастья, детства, войне и т. д. Слово тема в сочинении звучать не должно). Например: Понятие чести… или: Счастье… или: Взаимоотношения… и т. п. Далее запиши своё вопросительное предложение и слова : «Именно эту проблему затрагивает автор в своём тексте». Поставь двоеточие, открой кавычки и запиши слова автора, которые ты нашел Цитата должна быть маленькой: или 1-2 небольших предложения, или только словосочетания.
3. Почувствуй тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет... ) по отношению к именно той проблеме, которую ты написал в 1-м абзаце. Из каких слов это видно? Ты нашёл позицию автора и отношение автора к проблеме.
4. С красной строки запиши позицию автора по данной проблеме: «Автор убежден (с грустью говорит, иронизирует и т. д. в том (о том, над тем )…» и далее саму позицию автора.
5. Разделяешь ли ты позицию автора? Если Да (Нет) , с красной строки запиши (желательно синонимами) , с чем ты согласен (или не согласен) , объясни почему.
6. Во- первых, (с кр. строки) покажи на примере из литературы или личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась. Если не было в личной жизни или не помнишь ни одного похожего примера, сочини свой пример на эту проблему (ту, которая была в первом абзаце). Докажи, что именно этот пример убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
7. Во-вторых, (с кр. строки) приведи ещё похожий пример из литературы (фильма) или из жизни кого-нибудь. Так ничего не вспомнил - сочини ещё один пример и докажи, что именно он убедительно выражает твоё согласие (несогласие) с позицией автора по данной проблеме.
Проверь себя:
- у тебя должна рассматриваться только одна проблема, та, которую ты написал в 1-м абзаце!
- слово ПРОБЛЕМА должно быть написано в 1-м, 2-м абзаце обязательно!
- слово ПРОБЛЕМА может быть заменено на ОСНОВНОЙ ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР;
- должно быть 2 аргумента (пример + исследование, т. е. почему именно этот пример, по-твоему, подтверждает логику твоих рассуждений, подумай, как он помогает понять проблему, дает ли он возможность сделать верные выводы) .
Закончить можно призывом, способом решения проблемы, заключить, что проблема эта вечна и человечество будет искать ответ на этот вопрос.
Источник:
Эссе -это не рассказ, а на лишь набросок в виде короткого рассказа, где освещены только основные составляющие действия. Всё остальное читатель должен как бы домыслить и додумать сам...
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне ( в связи и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с конкретным использованием или без использования обществоведческих понятий и терминов в контексте ответа;
3. Аргументация своей позиции на факты общественной жизни и/или опыт.
И про вывод не забудь!