яначек композитор



чешский композитор

Автор Примадонна Натали™ задал вопрос в разделе Кино, Театр

Какой чешский композитор написал оперу на сюжет пьесы русского драматурга? и получил лучший ответ

Ответ от Џ ВАМ ПОМОГУ[гуру]
Леош Яначек.
Опера "Катя Кабанова" по пьесе "Гроза" А. Н. Островского.
Л. Яначек
Катя Кабанова
Опера в 3-х действиях, 6 картинах
(антракт после 4 картины)
Либретто Л. Яначека по драме А. Островского "Гроза"
Перевод на чешский язык В. Червинки
Краткое содержание оперы
Действие первое
Картина первая
Маленький русский городок Калинов конца XIX века. Молодой приказчик Ваня Кудряш восхищается полуденным видом Волги, вызывая удивление домоправительницы Кабановых Глаши. Они замечают приближающихся купца Дикого и его племянника, Бориса Григорьевича - и быстро удаляются, в то время как Дикой выговаривает молодому человеку за праздность. Когда купец уходит, Борис объясняет Кудряшу, почему он мирится с таким обращением: его родители умерли, и, чтобы получить свое наследство, он должен почтительно относиться к дяде.
Пока богатая купчиха Кабаниха в сопровождении приемной дочери Варвары и сына Тихона с молодой женой Катериной возвращается с вечерни, Борис признается Ване, что он тайно влюблен в Катю Кабанову. Старая Кабаниха ругает своего сына Тихона за невнимательность. Он пытается угодить ей, так же, как и Катя, которая говорит свекрови, что они ее любят и уважают. После резкого ответа Кабанихи Катя уходит в дом, а Тихон жалуется Варваре, которая считает, что он скорее напьется и забудет свои проблемы, чем встанет на защиту жены.
Картина вторая
Катя рассказывает Варваре о счастливом детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с ней происходит "неладное что-то". Варвара догадывается, что Катя кого-то полюбила, и обещает устроить ей свидание. Это предложение приводит Катю в ужас. До того, как она успевает больше рассказать о своей любви, входит Тихон попрощаться: он ненадолго уезжает в Казань по приказанию матери. Катя умоляет его не ехать или взять ее с собой, но он отказывается. Когда она просит его заставить ее дать обещание не разговаривать с незнакомцами во время его отсутствия, он удивляется, не понимая, что с ней происходит. Кабаниха объявляет, что настало время уезжать, прибавляя, что Тихон должен наказать своей жене, как она должна вести себя в его отсутствие. Тихон покорно повторяет, что Катя должна относиться к Кабанихе как к собственной матери и всегда вести себя пристойно. Затем он кланяется матери, целует ее и Катю и поспешно уходит.
Действие второе
Картина третья
Кабаниха осуждает Катю за то, что она не особо печалится и страдает из-за отъезда мужа. После ее ухода Варвара показывает Кате ключ от дальней части сада: она планирует встретиться там со своим любовником и намекает Кате, вкладывая ключ в ее руку, что она может сделать то же самое. Катя колеблется, но решает, что сама судьба пожелала этого: она встретится с Борисом.
Кабаниха входит снова с пьяным Диким, который жалуется, что люди пользуются его мягкосердечностью: недавно крестьянин попросил у него заплатить за работу и этим рассердил его, а кончилось все тем, что Дикому пришлось просить у него прощения. Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение, и говорит, что надо держать себя в руках.
Картина четвертая
Ночью Ваня Кудряш поджидает в саду Варвару, но, к его удивлению, появляется Борис, которому какая-то девушка велела придти к дому Кабановых. Варвара выходит на свидание к Кудряшу и велит Борису подождать - "дождешься чего-нибудь". Когда появляется Катя, Борис объясняется ей в любви. После колебаний, мыслей о грехе она не в силах противиться проснувшейся любви. "Что меня жалеть - никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? "
(антракт)
Источник: привет! 🙂

Ответ от Ўлия Шумилина[мастер]
Леош Яначек.
Композитор родился 3 августа 1854 года в небольшой горной моравской деревушке Гуквальды. Он был девятым из четырнадцати детей учителя средней школы. Его отец кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом. Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда следует определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу Кржижковскому - моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря. Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих наставников. Композицией с Леошем занимался сам Кржижковский.
Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты "Амарус" и "Вечное Евангелие"; секстет "Юность"; фортепианные циклы "Во мгле", "По заросшей тропе" и др.) . Атмосфера древней моравской культуры, осознанная в те годы, воплотилась в одном из шедевров композитора - "Глаголической мессе" (1926).
Здесь в городе Брно, Яначек начинает и свою служебную деятельность по окончании педагогического учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда, отца и матери. В 1873-1876 годах Яначек стал хормейстером хорового общества ремесленников "Святоплук". Только в 1878 году ему удается вырваться в мир "большой музыки", в Лейпциг и Вену. До этого он за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе органистов.
С конца 1870-х годов Яначек руководит Моравским певческим обществом. В 1881 году он создает Органную школу в Брно. Около сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь дирижеров, регентов, композиторов. На базе школы в 1919 году выросла Консерватория, в 1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначека.
Наиболее ранние из известных сочинений датированы концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра, "Идиллия" для того же состава; "Зденкины вариации" для фортепиано, очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц, ставшей вскоре женой композитора. Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918-1928) можно назвать лирико-философским, им созданы самая лирическая из его опер "Катя Кабанова" (по "Грозе" Островского, 1921 год) , поэтичная философская сказка для взрослых - "Приключения лисички-плутовки" (по новелле Р. Тесног-лидека, 1924 год) , а также оперы "Средство Макропулоса" (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925 год) и "Из мертвого дома" (по "Запискам из мертвого дома" Ф. Достоевского, 1928 год) . В "Кате Кабановой" нерушимым осталось темное царство Кабанихи и Дикого, хотя много бытовых подробностей не вошло в оперу. Сохранив зловещий фон царства изуверской жестокости и тьмы, композитор выткал на нем пленительный образ Катерины. Основной мелодический рисунок он поручил флейте с ее чистым, пасторальным тембром. Большой монолог Катерины и две сцены с Борисом могут быть отнесены к лучшим страницам оперной лирики нашего века. Две оконченные и две неоконченные оперы Яначка непосредственно связаны с русской литературой. Первые две - "Катя Кабанова" (по "Грозе" Островского) и "Из мертвого дома" (по Достоевскому) ; вторые две - "Анна Каренина" и "Живой труп". В обращении Леоша Яначека к русской литературе нет ничего удивительного. Это - одно из выражений его любви к России, к русской культуре и языку, который он изучил. Леош Яначек дважды ездил в Россию, вслушивался в музыку русской речи, наслаждался звенящими потоками русского хорового пения. Музыка Глинки, Даргомыжского, "кучкистов", Чайковского постоянно питала творческое воображение композитора.

Ответ от Benchion[гуру]
Леош Яначек. Многие произведения композитора навеяны творчеством русских писателей. Среди них оперы "Катя Кабанова" по "Грозе" А. Островского (1921), "Из мертвого дома" по Ф. Достоевскому (1927-1928), симфоническая рапсодия "Тарас Бульба" по Н. Гоголю ((1915-1918) , фортепианное трио, созданное под впечатлением "Крейцеровой сонаты" Л. Толстого.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Какой чешский композитор написал оперу на сюжет пьесы русского драматурга?
Категория Композиторы Чехии на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Категория Композиторы Чехии
Яначек Леош на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Яначек Леош
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*