Древнегреческие музыкальные инструменты
Автор *♥* ☭ *♥* задал вопрос в разделе Прочие искусства
Какие музыкальные инструменты были популярны у ДРЕВНИХ ГРЕКОВ? и получил лучший ответ
Ответ от ЛЮБОВЬ[гуру]
*****
Древние греки были очень музыкальным народом, и греческие музыканты использовали разнообразные инструменты. Среди струнных они особенно любили лиру и очень похожую на нее кифару.
Под аккомпанемент звуков лиры поэты декламировали стихи, проходили театральные спектакли, выполнялись гимнастические упражнения, шла пантомима. Из-за своей универсальности именно лира стала символом музыкального искусства.
Лира не имела резонансного ящика, такого, какой имеет хорошо знакомая вам акустическая гитара, поэтому звучала не очень громко. Однако в качестве аккомпанирующего инструмента она была очень удобна.
Особенной популярностью пользовалась флейта-аулос. Ее звуки слышались и во время празднеств, и за работой - когда в ступе толкли зерно или в чанах выжимали виноград.
Обучение пению, пантомиме, танцам и игре на музыкальных инструментах было составной частью воспитания греческого юношества. Состязания в искусстве музыкального исполнения включались в программы священных Олимпийских и Пифийских игр.
Прославленным музыкантам на городских площадях греческих городов устанавливались памятники, их имена передавались из поколения в поколение.
В тех случаях, когда требовалось более громкое звучание, греки предпочитали лире и кифаре духовые инструменты -флейту (по-другому она называлась аулос) , трубу. Музыка, исполнявшаяся на этих инструментах, сопровождала религиозные процессии, военные парады, похоронные церемонии.
Когда из голубого шарфа
Вечерних, медленных теней,
Твоя мечтательная АРФА
Вдруг запоет о вихре дней.
О бурях неги, взлетах страсти,
О пламенеющих сердцах,
Я весь в ее волшебной власти,
В ее ласкающих струях.
Мне кажется, что эти звуки
На волю выведут меня.
Из праздной скуки, душной муки,
Ушедшего бесплодья дня.
(С. Городецкий)
*****
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят: из моды вышли
Песни русской старины!
Словно птиц залетных стайка,
Мода мчит за ветром вскачь.
Не печалься, балалайка,
И не плачь, не плачь, не плачь!
Вспомни, как в избе сосновой
Разливался голос твой,
Как с Наташею Ростовой
Тебя слушал граф Толстой.
Ты и нынче зря робеешь!
Ты одна на всю страну.
Ты задиристо умеешь
Тронуть русскую струну!
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, наддай-ка!
Растревожь меня вконец.
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец!
(Игорь Кобзев)
*****
Источник: Фото: Музей популярных греческих музыкальных инструментов в Афинах. ДОБРЫЙ ДЕНЬ! СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС!!
лира и кифара
Арфа, флейта, лира, свирель, систры, барабаны, рабаб, авлос, санса, ножные браслеты с бубенчиками.
лира и кифара, флейта
И свирель
Ведущими музыкальными инструментами Древней Греции были струнные - лира и кифара. Греческая лира устроена предельно просто: это деревянная фигурная рама, на которой вертикально натянуты струны (как правило, не больше четырёх; воспроизводят тетрахорд). Кифара во многом схожа с лирой, но у неё есть плоский резонатор, а число струн может доходить до восемнадцати. Звучание кифары, по мнению греков, пробуждало в слушателях возвышенные чувства - не случайно самым искусным исполнителем на ней считался бог Аполлон. Широко распространены были и духовые инструменты. О происхождении флейты рассказывает древнегреческий миф. Изобрела этот инструмент богиня Афина. Однако, увидев, как безобразно раздуваются шёки при игре, Афина бросила флейту и наложила проклятие на каждого, кто прикоснётся к ней. Флейту подобрал сатир Марсий и выучился играть. Для истории музыки особенно интересен финал сказания. Марсий достиг необычайного мастерства и вызвал на состязание самого Аполлона. Бог, игравший на кифаре, победил и в наказание за дерзость подверг Марсия мучительной казни. Так кифара и флейта - струнный инструмент и духовой - оказались противопоставлены друг другу. Помимо обычной флейты у греков пользовалась популярностью многоствольная, т. е. состоящая из нескольких трубок разной длины. Этот инструмент известен многим народам, в частности с древнейших времён китайцам. В Греции такую флейту называли "флейта Пана", или "сиринга". Согласно мифу, создал её Пан - божество стад, лесов и полей. Он влюбился в лесную нимфу Сирингу, но внушил красавице только ужас. Чтобы спастись, она бросилась к реке, и речные нимфы превратили её в тростник. В тоске по Сиринге Пан срезал тростник и сделал из него флейту. Новый инструмент он назвал именем своей возлюбленной - сиринга Для современного человека звуки флейты Пана просты и незатейливы, но древние греки чувствовали в них глубоко скрытую страсть, внутреннюю драму, которую и передали в сказании. Звучал в Древней Греции и авлос - духовой инструмент, звук из которого извлекался через специальную пластинкуязычок, вставленную в отверстие. Исполнитель, надавливая на язычок губами, регулировал громкость и даже менял тембр звука. Греческий авлос можно считать прототипом европейских язычковых духовых - гобоя, кларнета и др. Как правило, музыкант играл сразу на двух авлосах и получал тем самым возможность исполнять двухголосную музыку. В росписях на древнегреческих сосудах музыканты с авлосами обычно изображались в сиенах пиров и различных увеселений: вероятно, считалось, что яркое, даже резковатое звучание инструмента разжигает темперамент и чувственность. Этим же целям служили и ударные - бубен, кимвалы (металлические тарелки) , систр и специальный инструмент для танцев, похожий на испанские кастаньеты. В изображениях ритуальных действ в честь бога виноградарства и виноделия Диониса ударные инструменты часто держали нимфы - спутницы Диониса. Римляне использовали все древнегреческие инструменты, однако изобрели и собственные - металлические духовые, придававшие особую торжественность триумфальным шествиям и парадным церемониям. Это туба (прямая труба) , букцина (инструмент в форме рога) и литуус (труба с цилиндрическим стволом и изогнутым раструбом) .
Очень-очень давно, в древней Греции, еще во времена Пифагора, о котором каждый школьник знает по знаменитой теореме, существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos - по-гречески - один, chorde - струна) .
Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. От ящика, сделанного из специального дерева, зависели тембр и громкость звука. Струна плотно прикреплялась к ящику неподвижными подставками, а кроме них была еще одна - подвижная. Она передвигалась по струне, то укорачивая ее звучащую часть, то снова удлиняя и тем изменяя высоту звука.