Городецкая
Автор Золотая рыбка задал вопрос в разделе Прочие искусства
Что такое городецкая роспись? Когда и где она возникла? и получил лучший ответ
Ответ от Ѓженок[гуру]
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152г. Юрием Долгоруким. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В 17в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Основателем промысла резных донец называют семью Краснояровых.
Помимо донец городские мастера расписывали и другой товар: детские стульчики, каталки, мочесники. Постепенно складывался новый ассортимент изделий: солонки, комплекты досок, хлебницы, шкатулки, детские игрушки и мебель. В настоящее время фабрика «Городецкая роспись» выпускает более 500 наименований изделий.
Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. Первым этапом росписи идет подмалевок. Затем приступают к оттеневке более темным цветом, чем подмалевок. Темным цветом наносят мазки на цветы. Последний этап- «разживка» . Она выполняется черным или белым цветом.
В цветочном орнаменте городецкой росписи можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса.
Цветочные композиции как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цветов
В цветочной композиции с включением мотива «конь » и «птица» мотивы могут быть симметричными . Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, ассимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету.
Сюжетная роспись. В росписях художники часто используют те сцены, которые окружают их в жизни: застолья, всадников, девушек. Часто работы сопровождаются подписью: пословицами и поговорками.
Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
цветочная роспись
цветочная роспись
с включением
мотива «птица» и «конь»
сюжетная роспись
Источник:
Есть такой город - Городец Нижегородской области. Роспись похожа на хохлому
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры) , выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись») , изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.
Городецкая роспись
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Лазарь Васильевич Мельников.
Городецкие мотивы - сцены городской
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны» , писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.. » Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.
а в Городце и возникла
Я так люблю их коников и птиц.. .
История возникновения.
На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152г. Юрием Долгоруким. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В 17в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Основателем промысла резных донец называют семью Краснояровых.
Технология росписи
Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. Роспись состоит из элементов: круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. Первым этапом росписи идет подмалевок. Затем приступают к оттеневке более темным цветом, чем подмалевок. Темным цветом наносят мазки на цветы. Последний этап- «разживка». Она выполняется черным или белым цветом.
посмотри эту ссылку
есть такой городок в Нижегородской области - Городец.
отсюда и название. я сама ею сейчас занимаюсь.
некоторые немного её путают с глубоковской, но это грубая ошибка.
Глубоковская выполняется на светлых, почти белых тонах, а Гордецкая - на ярко жёлтых, оранжевых, красных, охристых, иногда голубых (изображение зимы, например. )
основные элементы городецкой росписи - точка, капля, спираль, сетка (решётка, травка, скоба.
основные изображения-цветы (ромашка, розан, купава) выполняются с помощью следующих элементов: подмалёвок, тенёвка (тёмный узор на цветке) оживка (белый узор)
то же самое с листом, животными и тд
основные животные: птицы (голубь, кукушка, петух, фазан) конь, кот.
это всё что знаю.
Городецкая роспись держит своё начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину!
Городецкие мотивы — сцены городской жизни
Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.
Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.
Особенности росписи [править | править вики-текст]
В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Gorodetskaya rospis 02.jpg
Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные фигуры, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы и букеты. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и главное экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти руки. Характерны городецкие цветочные росписи на освальтах, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова сделал Максим Шелипов.