Город кружевниц
Автор Ђося задал вопрос в разделе Города и Страны
История кружева, где его родина? Какие регионы в России славятся своими кружевами? и получил лучший ответ
Ответ от Luna Luna[гуру]
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Сведения о родине кружева также противоречат друг другу.. .
По одному источнику :"Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. "
По другому источнику: "Несомненно, Бельгию без преувеличения можно назвать «родиной кружева». А самые красивые кружева в Бельгии делали в старинном городе Брюгге, расположенном в западной части страны. "
До сих пор некоторые европейские страны оспаривают друг у друга, кому принадлежит первенство называться родиной кружева.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т. е. брабантскую) нитку» .
К началу XIX века в России образовалось 17 основных центров кружевного промысла - в Московской, Новгородской, Вологодской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Вятской, Орловской и других губерниях.
Некоторые центры и по сей день сумели сохранить свое лицо. Знатоки кружевоплетения отличат Елецкое кружево от Рязанского, Киришское от Вятского, Михайловское от Белозерского. Многие старинные приемы плетения, мотивы, орнаменты живы до сих пор.
В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце (Липецкой области) , Михайлове (Рязанской области) ; кроме того, в небольшом объеме занимаются кружевоплетением в поселке Кириши Ленинградской области.
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели», - писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы» .
Вологда
есть Елецкие кружева
Вятское
В 1654 году во время чумы в Москве в Калязинский
монастырь прибыла царица Мария Ильинична Милославская, чтобы пережить здесь
страшное время. Вместе с ней приехал целый штат придворных вышивальщиц,
которые по всей вероятности и дали толчок к появлению в Калязине кружевного
промысла. Этому способствовало наличие в городе большого количества кустарей
позолотчиков и заводов сусального золота. Кружевом из золотных и серебряных
нитей украшены церковные облачения белони, сакосы, стихарии и другие XVII -
XVIII веков, хранящиеся в настоящее время в Калязинском краеведческом музее.
Именно в Подмонастырской слободе первой части города жило и трудилось больше
всего кружевниц. Да и для починки огромной монастырской ризницы их
требовалось немало. Возникнув в середине XVII века, кружевной промысел
достиг своего расцвета к началу XIX века. "Пройдитесь днем или вечером по
Заволжской монастырской части города и вы услышите стук коклюшек на улицах и
в окнах домов. Мелькает белая лента кружева, слышится веселый говор и
песня... И долго остаются в памяти от Калязина величавые башни и стены
монастыря, темный могучий сосновый бор, звон коклюшек и тихий плеск волны",
- писал один волжский путешественник первой половины XIX века. Кружева в
Калязине плелись двух типов - фантажные и сцепочные. Фантажные отличались
своей прямолинейностью, рельефностью, чистотой отделки и сложностью узора.
Самые узкие из них плелись на 12 - 14 парах, а широкие - на 100 и более.
Сцепочные кружева были более плотные, плелись загзагообразными, волнистыми
линиями, вилюшками, которые соединялись, сцеплялись между собой при помощи
тоненького крючка. Таким способом плелись штучные изделия - воротники,
шарфы, косынки, накидки, покрывала. Нитки для кружев использовались льняные,
бумажные и шелковые. Узоры передавались из поколения в поколение: "в
репеек", "в сучок", "в бантик", "в меленку", "стежная денежка", "балахна" и
многие другие. Рабочий день длился 16, а иногда и 18 часов. Плетением кружев
занимались женщины разного возраста, начиная от семилетних девочек до
почтенных старушек. Кружева сбывались в Москве, Петербурге, в волжских
городах, в Англии и Персии. В 1880 году в Калязине насчитывалось 7923
жителя, из них 3373 - женщины. Плетением кружев занималось 1580 женщин, то
есть почти половина женского населения. Причем во второй части города
плелись преимущественно фантажные кружева, в первой и третьей - сцепочные. В
сельской местности только в Степановской волости, то есть распложенной в
непосредственной близости к городу, в Статистическом сборнике по Тверской
губернии за 1890 год в пятом томе по Калязинскому уезду отмечено наличие
кружевниц. Кружевные изделия в Калязинском уезде можно было встретить в
каждом доме, особенно черные шелковые платки, шафы и косынки, передаваемые
по наследству. А одна из легенд, записанная директором Спасского сельского
Дома культуры, в деревне Сущево Спасского сельского округа в 1994 году
гласит, что девушка в приданое должна выплести целый пуд кружева. В этот пуд
входили оторочные ленты, прошвы для подушек и полотенец, накидки, салфетки и
прочее, прочее. Если приданое не готово, то день свадьбы откладывался до
окончания работы. А если девушка оставалась незасватанной, кружево
расплеталось и говорили, что узор выбран неудачный. Она должна кружево
расплести и начать заново. Бедной девушке остается только посочувствовать,
ведь в коклюшечном кружеве не сырье ценится, а работа трудоемкая и
кропотливая. Калязинское кружевоплетение, достигнув своего расцвета в первой
половине XIX века, к концу века пошло на убыль. В начале ХХ века было уже от
500 до 600 мастериц, а в 1927 году осталось только около 200. Но среди них
были и потомственные мастерицы, которые кормились этим промыслом. Их
изделия, став экспонатами музея, поражают тонкостью и качеством. Одна из
таких мастериц, научившись плести кружева еще девочкой, запечатлена вместе с
С. Крашенинниковой