гляжу на будущность с боязнью



Гляжу на будущность с боязнью лермонтов

Автор Анастасия Костерина задал вопрос в разделе Домашние задания

анализ стихотворения гляжу на будущность с боязнью и получил лучший ответ

Ответ от Alexey Khoroshev[гуру]
«Гляжу на будущность с боязнью» , стихотворение, в котором Лермонтов, обращаясь к уже устоявшимся в его поэтике образам и оборотам, размышляет над загадкой своего жизненного пути, над ускользающим смыслом собственной участи. Написанное не ранее 1837 г. (возможно, это зрелая редакция наброска «Мое грядущее в тумане») , стихотворение вместе с тем близко по душевному стилю к типичным образцам юношеской лирики.
Биографическую привязку стихотворению, возможно, дают слова Лермонтова из его письма к С. А. Раевскому в марте 1837 г. : «Мне иногда кажется, что весь мир на меня ополчился» (ср. с обратным состоянием: «Когда забот спадает бремя.. . Тогда с отвагою свободной / Поэт на будущность глядит... » — «Журналист, читатель и писатель» , 1840 г.) . К тому же есть вероятность, что стихотворение написано одновременно с тематически близкими вещами, приходящимися на тот же или такой же период духовной озабоченности и датируемыми обыкновенно 1837 г. : «Я не хочу, чтоб свет узнал» , «Не смейся над моей пророческой тоскою» . Однако, поскольку основные мысли и формулы стихотворения относятся к числу сквозных в творчестве Лермонтов, с его упорными самоповторениями, подобная аргументация при датировке не могла быть решающей.
Смысл стихотворения также вызывает разноречивые толкования. Оно, несомненно, отражает напряженную внутреннюю ситуацию, когда перед возможностью крутого перелома подводится итог прожитому (ср. с преддуэльными размышлениями Печорина: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?..») . Однако что за «будущность» и «другая жизнь» , о которых говорит поэт? Р. Иванов-Разумник, А. Гуревич и другие различают здесь выражение тоски по идеалу, по нравственному обновлению. Многие комментаторы полагают, что Лермонтов имел в виду скорее исчерпанность земного существования, предчувствие кончины и жизнь за гробом. Герштейн проводит параллель с лирическим отступлением в 41-й строфе «Тамбовской казначейши» , где в сходных выражениях говорится об усталости и именно о смерти.
Последнее толкование подчеркивает в стихотворении тона меланхолическойа безнадежности, сосредоточивая внимание на финальной метафоре «увядшей» души («ранний плод, лишенный сока») , которая ставит стих. в одну цепь с юношеским «Он был рожден для счастья, для надежд» (1832 г.) , где впервые встречается этот образ «плода» , и с «Думой» (1838 г.) , где он наполняется новым, «укоризненным» смыслом. Между тем первая половина стихотворения насыщена такой тревогой, столь требовательной заинтересованностью в будущем и столь энергичным запросом к жизни, что об усталом приятии конца не приходится говорить. Нерв стихотворения — невыносимая утрата чувства цели, чаяние избавления и всеобъясняющей развязки («вестник избавленья» — возможно, ангел, в соответствии с греч. этимологией этого слова, но не обязательно «ангел смерти») . В стихотворении схвачен психологически острый, мучительный, пограничный момент — «между двух жизней в страшном промежутке надежд и сожалений» , как сказано о сходном переживании еще в стихотворении «Смерть» («Ласкаемый цветущими мечтами» , 1830-31 гг.) . Во время таких кризисов Лермонтов не раз затевал пылкие прения с богом по поводу жестокой непостижимости провидения (стихотворение «Я не для ангелов и рая» , 1832 г.) ; настоящее стихотворение — одно из последних в этом ряду, между тем как в упомянутой 41-й строфе «Казначейши» речь идет не о вседержителе, «горько прекословящем» планам поэта, а о сопротивлении этим мечтам безличных «законов природы» : соответственно вместо скорбного упрека — там самоирония. Существенно, что похожий философский и эмоциональный перепад уже намечается в стихотворении «Гляжу... » (что свидетельствует о его переходном характере) : по мере движения от начала к концу страстные претензии к божественному произволу сменяются печальным признанием власти «рока» , иссушающих законов бытия.
Источник:

Ответ от Лилия Хмелева[активный]
Время написания стихотворения «Гляжу на будущность с боязнью…» до сих пор точно не определено. При этом существует несколько базовых версий от разных исследователей творчества Лермонтова. Литературовед Борис Михайлович Эйхенбаум относил произведение к 1837 году. Он упоминал период, когда Михаил Юрьевич находился под арестом, связанным с расследованием дела о «Смерти поэта». Ираклий Луарсабович Андроников в качестве времени написания рассматриваемого текста указывал 1838 год. Мнение подкреплено тем, что автограф расположен на одном листе с «Кинжалом» и посвящением к «Тамбовской казначейше». Кстати, датировка обоих произведений также предположительна.
Не могут прийти к единому мнению литературоведы и по поводу трактовки стихотворения. Точно ясно одно – «Гляжу на будущность с боязнью…» представляет собой отражение напряженной внутренней ситуации, в которой находится лирический герой. У него впереди – возможные кардинальные перемены в жизни. Перед тем, как они свершатся, ему необходимо подвести промежуточный итог. Понять, к чему удалось прийти, что достигнуто. Ключевые вопросы – о какой будущности идет речь и что за другую жизнь имеет в виду Лермонтов? Некоторые специалисты по творчеству Михаила Юрьевича находят здесь ярко выраженную тоску по идеалу и нравственному обновлению. Другие литературоведы трактуют будущность как загробную жизнь, конец земного существования.
Второе толкование на первый взгляд кажется более верным. В стихотворении превалирует интонация меланхоличной безнадежности. В финале появляется образ «раннего плода, лишенного сока», символизирующий «увядшую» душу. Подобная метафора встречается и в других произведениях Лермонтова. В стихотворениях «Он был рожден для счастья, для надежд…» (1832) и «Дума» (1838) говорится о плоде, «до времени созрелом». В качестве главного аргумента против восприятия будущности как финала земного существования приводится первая часть анализируемого текста. Для нее характерна настолько сильная заинтересованность в грядущих событиях, настолько эмоциональные вопросы к жизни, что думать о пассивном приятии близкого конца не приходится.
В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…» Лермонтов с удивительной психологической точностью показал пограничный момент, отличающийся остротой, мучительностью. Попав в сложнейшую ситуацию, лирический герой пытается осмыслить прошлое и настоящее, приподнять завесу тайны над будущим.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: анализ стихотворения гляжу на будущность с боязнью
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*