гапит



Автор Миллион задал вопрос в разделе Города и Страны

В каких странах существовали в кукольном театре куклы на тростях? и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Куклы на тростях издревле известны в индийской и китайской культурах, но так случилось, что мировую славу этому типу кукол принесли ваянги с острова Ява. Ваянг-голек - яванский театр тростевых кукол оказал такое сильное влияние на мировой театр кукол, что даже сами термины, обозначающие ведущие трости для головы и рук - "гапиты" и "чемпуриты" - яванские. Более того, самые знаменитые спектакли самого знаменитого российского театра им. С. В. Образцова играются куклами на тростях.
Классический ваянг имеет три трости: гапит, проходящий через туловище и вращающий голову куклы, и два чемпурита, ведущие руки за кисти (рис. 19). Яванские кукольники даланги не держали куклу в руках во время представления, гапит втыкался в мягкий банановый ствол, лежащий вдоль ширмы, и кукла, неподвижно закрепленная, лишь жестикулировала руками. Торс куклы, вырезанный из дерева, имел осевое отверстие для гапита, и опирался на специальное утолщение гапита ближе к рукоятке.
Туловище куклы может быть изготовлено из дерева, как у классического яванского ваянга, или папье-маше, или возможна иная конструкция плечиков и шарнира шеи (рис. 20). Современный театр кукол динамичен, куклы находятся в постоянном движении, актеры носят их, держа в руке гапит и вращая им головой куклы (рис. 21), при том что другой рукой, актер должен управлять жестом куклы посредством чемпуритов. Естественно, что конструктивное уменьшение веса куклы очень важно.
Иногда гапит делают коротким (рис. 22). Кажется разница невелика, но на самом деле она принципиальна. Дело в том, что короткий и длинный гапиты восходят к разным традициям: длинный, как уже говорилось, к яванскому ваянгу, довольно статичному, игравшемуся по многу часов подряд, когда кукла закреплялась на месте во время длинного монолога рассказчика, короткий гапит восходит к очень динамичному китайскому театру, в котором пластика куклы, точность позы, жеста имели значение первостепенное, главенствующее. Эти родовые конструктивные особенности тростевых кукол используются современным театром: длинный гапит применяют в куклах, которые по ходу спектакля должны быть закреплены в каком-то месте сцены, и тогда, кстати говоря, высвобождается рука актера - важная технологическая деталь, короткий же гапит применяют в куклах, которые должны быть очень подвижны, пластичны, должны уметь свободно наклоняться, поворачиваться, жестикулировать.
Начинающему кукловоду следует знать, что театр кукол не выносит движений неряшливых и приблизительных. Незначительный поворот головы, наклон, если они точны, могут сказать многое. Кукловоду, чтобы быть точным и экономным в движениях, нужно хорошо освоить особенности механики каждой куклы. Ну например, у кукол на тростях тонкость дела при повороте головы в том, что туловище висит на гапите, то есть на шее куклы, и при повороте гапита трением под собственной тяжестью поворачивается и вся кукла. Поэтому сочленение в точке плечи- гапит должно быть тщательно отполировано, а при выполнении поворота головы вращением гапита, тело куклы следует придерживать за руки чемпуритами. Вообще вы должны приучиться к тому, что кукольное мастерство потребует от вас знаний в различных областях далеких, казалось, от театра, и не в последнюю голову знаний механики. Так длинный гапит можно заставить согнуться двумя способами, приложив усилие к точке перегиба (рис. 23), или уменьшив усилие за счет рычага (рис. 24), но сделав конструкцию менее скрытной от зрителя.
долее с рисунками по ссылке ссылка

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: В каких странах существовали в кукольном театре куклы на тростях?
Кукла-актёр на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Кукла-актёр
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*