фряжский



Автор Madeleine задал вопрос в разделе Живопись, Графика

Особенности "фряжской манеры" иконописи? и получил лучший ответ

Ответ от ~ АкваМаринка ~[гуру]
ФРЯЗЬ, фряжское письмо - древнерусское наименование отклонений иконописной практики от условных, канонических приемов изображения в сторону большой внешней правдивости. Термин часто указывает на изучение европейских образцов («фряжский» значит «иноземный» ) и обычно употребляется в связи с живописью второй половины XVII века.
фряжский
Фряжский стиль XVIII века
Фрязь появилась ещё в XVII веке в московском столичном искусстве, а затем пришла в провинциальные гнёзда иконописания. Фряжский стиль резко отличается от всех стилей, нарушая многовековые традиции искусства иконописания.
Обычно фоны и поля икон этого стиля, каймы на одеждах и венцы золотили на охряпый слой и чеканили по золочению. На кайму и венцы по чеканному орнаменту накладывали многоцветную раскраску, создававшую эффект перегородчатых эмалей. Затем делали роскрышь - наносили основные краски на всё изображение. Краску на позолоту клали тонким слоем. На окрашенные участки, предназначенные для орнамента, переводили рисунок. После чего по линиям узора металлической или костяной иглой выскабливали краску до слоя золота.
К концу XVIII века выработалось 2 типа фряжского письма.
фряжскийфряжскийфряжскийфряжскийфряжский
фряжский
Источник: ; ссылка ; ; ,

Ответ от Наталья Федулова[гуру]
Техника темперной живописи на Руси постоянно совершенствовалась и изменялась под влиянием искусства других стран. Особенно значительные изменения наблюдаются в ней со второй половины XVII века под влиянием искусства Западной Европы. В этот период развивается так называемая «фряжская манера» живописи, в которой не только сочетались стилевые особенности древнерусского и западноевропейского искусства, но и две техники — темперная и масляная живопись. Последняя, вероятно, была завезена в Россию итальянскими мастерами, которых было принято называть «фрязинами» .
Первый тип фряжского письма.
Иконы, написанные по золотым фонам, с вызолоченными каймами и венцами святых.
Каймы, венцы и фон чеканились, а чеканка раскрашивалась разными цветами под эмаль. В иконах крупных размеров доличное письмо писалось масляными красками, а отделывалось яичными. Пробела наносились обычно "в перо" твореным золотом. Некоторые одежды святых золотились и при помощи цировки украшались парчовым орнаментом. Все элементы пейзажа изображались близкими к природе. Личное письмо также исполнялось масляными красками с применением светотени в реалистической манере, но с чертами условности.
Второй тип фряжского письма.
Эти иконы писались на небесных (голубых) фонах, с реалистическим пейзажем, с позолоченными чеканными каймами и венцами.
Фряжские иконы крупных размеров и стенопись писались масляными красками, а мелкие иконы - яичными, но техникой реалистической живописи. Такие иконы писались также по левкасо-меловому грунту, иногда на полотне, а порой на цинковых листах и на стекле, но больше всего на досках по грунту, где углем рисовался рисунок, прочерчивался, а затем грунт промасливался вареным маслом.

Ответ от 765[гуру]
Палехский “фряжский” стиль
Мастера иконописных мастерских Париловых и в конце XIX века сохраняли стиль письма своих дедов и прадедов. О хранении и передаче по наследству подлинников, прорисей, старинных рисунков и икон свидетельствует опубликование Г. Д. Филимоновым, в 1874 году, происходящего из Палеха "Сводного толкового иконописного подлинника XVIII века". Одновременно исследователь заказывал палехским мастерам копии икон царских изографов XVII века для "Общества древнерусского искусства".
Г. Д. Филимоновым, совместно с палешанами, была разработана целая программа по восстановлению и сохранению в русском иконописании и фресковой живописи традиций "фряжского" стиля.
"Общество любителей древней письменности", куда входили граф С. Д. Шереметев, известный "византист" академик Н. Г. Кондаков, вице-президент Академии художеств И. И. Толстой, академики В. П. Безобразов и А. Н. Бенуа, а так же члены императорской семьи - великие князья Константин Константинович, Сергей Александрович и сам Николай II, планирует организацию специальных выставок лучших икон, устройство музеев и собраний.
Образованный позднее по высочайшему повелению "Комитет по попечительству о русской иконописи", под председательством графа Сергея Шереметева, открывает в Палехе школу иконописи, куда приглашаются лучшие мастера "фряжского" письма, в частности М. П. Парилов и И. Сафонов.
"Комитетом" подготавливаются к выпуску иконописные подлинники, основанные на лучших образцах собранных стараниями Г. Д. Филимонова и Н. Г. Кондакова. В письме В. П. Георгиевскому от 7 ноября 1897 года Н. Г. Кондаков пишет: "...нельзя ли в Палехе приобрести тетрадку Лицевого Подлинника с рисунками сложных икон "Верую", "Хвалите Господа с небес", "Единородный Сыне"... Особенно я интересовался бы именно рисунками, то есть прорисями сложных, многоличных композиций всякого рода".
Таким образом были подготовлены и выпущены два лицевых иконописных подлинника: "Иконография Иисуса Христа" и "Иконография Матери Божией". На 1915 год "Комитетом" планировался выпуск лицевого подлинника полностью посвященного иконам "фряжского" письма. По этому поводу в "Комитете" было много споров - что считать "фряжским" стилем письма.
Весьма показательно в этом отношении мнение академика Лихачева. Он настаивал на различии между "фряжским" стилем иконного и фрескового письма и картинами на религиозные темы. "Фряжским письмом" он предложил считать только применение живописной техники в изображении ликов и пейзажа в иконописи XVI и XVII века, а так же "фряжскую" манеру так называемых "петровских" писем.

Выходу в свет этого издания помешали война 1914 года и "революция" 1917 года.
* О сохранении Палехом многовековых традиций иконописи Н. Н. Ушаков (владимирский историк и краевед) писал: "...Сама археология иконописи обязана Палеху большей частью сохранившегося материала. Здесь почти исключительно переписывались подлинники, здесь хранились образцы русской иконописи, здесь, наконец, до последнего времени жили предания и устные сведения, весьма важные для истории иконописи... ". (Ушаков, 1906 год, с. 47)
* Палехский "фряжский" стиль - это техника итальянского ренессанса введенная в рамки "византийского" канона.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Особенности "фряжской манеры" иконописи?
Фряжское письмо на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Фряжское письмо
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*