эразм роттердамский похвала глупости



Похвала глупости эразма роттердамского

Автор Chimera задал вопрос в разделе Философия, Непознанное

Почему Эразм Роттердамский восхвалял глупость? и получил лучший ответ

Ответ от ЁтервоZZа[гуру]
Здесь все объясняет сам Эразм...
Эразм Роттердамский своему милому Томасу Мору - Привет.
В недавние дни, возвращаясь из Италии в Англию и не желая, чтобы время, проводимое на лошади, расточалось в пустых разговорах, чуждых музам и литературе, я либо размышлял о совместных ученых занятиях, либо наслаждался мысленно, вспоминая о покинутых друзьях, столь же ученых, сколь любезных моему сердцу. Между ними и ты, милый Мор, являлся мне в числе первых: вдали от тебя я не менее наслаждался воспоминаниями, нежели, бывало, вблизи -- общением с тобою, которое, клянусь, слаще всего, что мне случалось отведать в жизни. И вот я решил заняться каким-нибудь делом, а поскольку обстоятельства не благоприятствовали предметам важным, то и задумал я сложить похвальное слово Глупости. "Что за Паллада внушила тебе эту мысль? " -- спросишь ты. Прежде всего, навело меня на эту мысль родовое имя Мора, столь же близкое к слову мория, сколь сам ты далек от ее существа, ибо, по общему приговору, ты от нее всех дальше. Затем мне казалось, что эта игра ума моего тебе особенно должна прийтись по вкусу, потому что ты всегда любил шутки такого рода, иначе говоря - ученые и не лишенные соли (ежели только не заблуждаюсь я в оценке собственного моего творения) , и вообще не прочь был поглядеть на человеческую жизнь глазами Демокрита. Хотя по исключительной прозорливости ума ты чрезвычайно далек от вкусов и воззрений грубой толпы, зато благодаря необыкновенной легкости и кротости нрава можешь и любишь, снисходя до общего уровня, играть роль самого обыкновенного человека. А значит, ты не только благосклонно примешь эту мою ораторскую безделку, эту памятку о твоем товарище, но и возьмешь ее под свою Защиту; отныне, тебе посвященная, она уже не моя, а твоя.
Найдутся, быть может, хулители, которые станут распространять клевету, будто легкие эти шутки не к лицу теологу и слишком язвительны для христианского смирения; быть может, даже обвинят меня в том, что я воскрешаю древнюю комедию или, по примеру Лукиана, подвергаю осмеянию всех и каждого. Но пусть те, кого возмущают легкость предмета и шутливость изложения, вспомнят, что я лишь последовал примеру многих великих писателей. Сколько веков тому назад Гомер воспел Батра-хомиомахию, Марон -- комара и чесночную закуску, Овидий - орех! Поликрат написал похвальное слово Бусириду, которое затем исправил Исократ, Главк восхвалял неправосудие, Фаворин -- Терсита и перемежающуюся лихорадку, Синесий - лысину. Лукиан -- муху и блоху, Сенека сочинил шуточный апофеоз Клавдия, Плутарх--разговор Грилла с Улиссом, Лукиан и Апулей -- похождения осла и уже не помню кто -- завещание поросенка по имени Грунний Корокотта, о чем упоминает св. Иероним.
Если же всего этого мало, то пусть вообразят строгие мои судьи, что мне пришла охота поиграть в бирюльки или поездить верхом на длинной хворостине. В самом деле, разрешая игры людям всякого звания, справедливо ли отказывать в них ученому, тем более если он так трактует забавные предметы, что читатель, не вовсе бестолковый, извлечет отсюда более пользы, чем из иного педантского и напыщенного рассуждения? Вот один в терпеливо составленной из разных кусков речи прославляет риторику и философию, вот другой слагает хвалы какому-нибудь государю, вот третий призывает к войне с турками. Иной предсказывает будущее, иной поднимает новые вопросы -- один другого пустячнее и ничтожнее. Но ежели ничего нет нелепее, чем трактовать важные предметы на вздорный лад, то ничего нет забавнее, чем трактовать чушь таким манером, чтобы она отнюдь не казалась чушью. Конечно, пусть судят меня другие: однако коль скоро не вконец обольстила меня Филавтил, то сдается мне, что я восхвалил Глупость не совсем глупо. Что же касается пустого упрека в излишней резкости, то отвечу, что всегда дозволено было безнаказанно насмехаться над повседневной человеческой жизнью, лишь бы эта вольность не переходила в неистовство.
Источник:
СтервоZZа
Гений
(82990)
Я же не только избегал повсеместно имен собственных, но сверх того старался умерить всячески слог, дабы разумному читателю сразу же было понятно, что я стремлюсь скорее к смеху, нежели к злому глумлению. Я не хотел по примеру Ювенала ворошить сточную яму тайных пороков и охотнее выставлял напоказ смешное, нежели гнусное.
Того, кто не удовлетворится всем сказанным, прошу вспомнить для утешения, что весьма почтенно служить жертвою нападок Глупости, от лица которой я взял слово. Впрочем, стоит ли говорить все это такому искусному адвокату, как ты; и без того ты сумеешь отстоять наилучшим образом даже и не столь правое дело. Прощай же, мой красноречивейший Мор, и Морию твою защищай всеусердно.
Писано в деревне, 10 июня 150821 г.

Ответ от Он вышел.Для всех[гуру]
Пока о нем помнят- он будет вечно прав

Ответ от Лесничий[гуру]
Невозможно всю "Похвалу глупости " изложить в трех строчках.

Ответ от Leon Surkov[гуру]
Эразм имел в виду скорее, простых людей, не выделяющихся особенно над средним фоном человечества. Об этом говорил не только Эразм и другие философы христианского мира, но и сам Спаситель (Блаженны нищие духом!, помните Нагорную Проповедь) . Понимаете, люди уровня Христа и Эразма скорее думают о всем человечестве, чем о каком-то одном человеке. Действительно, для выживания человечества предпочтительно, чтобы люди были одинаковы и похожи друг на друга, ибо увеличение количества умных людей повышает вероятность быстрого прогресса на фоне всеобщей дикости и "греховности" человечества. Эти выдающиеся люди, прекрасно понимающие степень бесконечной агрессивности человека, так же, как и авторы Священного Писания, придумавшие историю с Райским яблоком познания и учености, не хотели быстрого развития человечества, их больше заботило следование законам морали, чем движение по пути учености. Они боялись за будущее человечества в условиях быстрого прогресса. Эти мысли направлены в сегодняшний мир, они предостерегают нас. Но Европа пошла другим путем, она не послушалась Спасителя, который считал, что человек должен в этом мире быть "Прохожим", то есть, он (человек) не должен очень уж сильно влиять на мир и окружающую среду. Европейцы создали науку и технику и повели за собой, нуждающийся в комфорте соблазненный человеческий мир. Это привело мир к необратимым последствиям: загубили окружающую среду и многое другое.

Ответ от Ѐики Тики[гуру]
дураком быд этот эразм.... эразм, маразм, оргазм))

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Почему Эразм Роттердамский восхвалял глупость?
Похвала глупости на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Похвала глупости
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*