двуперстие



Двуперстие и троеперстие

Автор Terra _ задал вопрос в разделе Религия, Вера

в чем суть различия двоеперстного крестного знамения (у старообрядцев) от троеперстного? и получил лучший ответ

Ответ от Димитрий Юдин[гуру]
Краткая история старообрядческой Церкви:
Двуперстие и троеперстие
Поскольку самым известным примером реформ Никона является пе­ремена перстосложения, остановимся на этом вопросе. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе - Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин правосла­вной веры учила и древняя Церковь.
Двуперстие сохранилось с апостольских времен. Его изображение мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.) , изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в. ) и т. д. В русских же источниках, не говоря уж о безчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295-1302 год) .
Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год) , Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых - Михаила Феодоровича (1613 год) . Вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два послед­них иметь «праздными» , то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа.
Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как сим­вол оказалось гораздо менее выра­зительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перста­ми, то получится, будто мы исповеду­ем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее - Исус Христос по своему человечеству.
Воспользо­вавшись прибытием в Москву антиохийского патриарха Макария и других иерархов с Востока, Никон предло­жил им высказаться в пользу нового перстосложения. Они написали сле­дующее: «Предание прияхом с начала веры от святых апостол и святых отец, и святых седми соборов творити знамение честнаго креста тремя первыми перстами десныя руки. И кто т христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа с начала веры даже до днесь, есть еретик и подражатель арменов. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа и проклята» .
Таковое страшное осуждение сна­чала было провозглашено в присутствии множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном книге «Скрижаль» . Как гром среди ясного неба были для русского народа эти безрассудные проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ не мог согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным Никоном и его единомышленниками - греческими архиереями, тем более что они говорили явную неправду, будто бы и апостолы, и св. отцы установили троеперстие. Но Никон не остановился и на этом.
В книге «Скрижаль» , которую собор 1666-1667 годов, несмотря на осуждение Никона, ее вдохновителя и заказчика, велел «держать в великой чести» , к только что приведенным хулам были добавлены новые осуждения. Дошло до того, что патриарх и его ближайшие сподвижники злословили двуперстие как якобы заключающее в себе страшные «ереси и нечестие» древних еретиков, осужденных вселенскими соборами (ариан и несториан) . В той же «Скрижали» преданы проклятию и анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Святого Истинным.

Ответ от Берг Антонина[гуру]
Не прада ли какой маразм стал причиной расприй и ганений

Ответ от Кот Обормот[гуру]
Разногласия таковы, как и у "тупоконечников" и "остроконечников" гениального Свифта...

Ответ от Даниил Мещеряков[гуру]
Если сложить три перста то при усилии большого пальца получается фига!

Ответ от Bell A Morr[гуру]
первое во имя отца и сына второе во имя отца и сына и святого духа. дух он не сразу появился. блуждал где то.

Ответ от Андрей Котов[гуру]
Просто разная символика. В первые века, если не ошибались, крестили только чело большим пальцем.

Ответ от Vladislav[мастер]
разницы нет никакой, просто держат пальцы по разном в православии 3 пальца вмести это 3 лица святой Троице и два лижащих две природы Иисуса Христа человеческую и божественную, а у староверов три пальца прижаты к ладони, а 2 вместе соеденены

Ответ от МЕХАНИК[гуру]
Старообрядцы не признают Святого Духа, а признают только Богом Отца и Сына! У православных же три сложенных вместе пальца означают Святую Троицу, а два пальца, примыкающие к ладони-двойственную сущность Христа как Бога и человека!

Ответ от Kochet[мастер]
Ну во первых не приплетайте сюда ПравоСлавных, они здесь не при чём. До 17-го века на Руси было двоеверие Ведическое ПравоСлавие (Славление Богов Прави) и Правоверное христианство в последствии после Никоновского раскола поделившаяся на Старообрядческую христианскую Церковь и Правоверную Русскую Церковь которая после изгнания как Ведической Православной так и Старообрядческой христианской присвоила себе имя Правосланая. Дело в том что Старообрядцы переняли это у ПравоСлавных, только ПравоСлавные не накладывают крест а от Чела (лба) наносят знак Перуна, зигзаг- лоб-левый глаз-правый глаз-рот именно двуперстием. Мезинец-безымянный-большой пальцы вместе это как единство Миров Нави-Яви-Прави, или Триединства и указательный-средний вместе как единение с Родом, или как просто единение всего. Вот Старообрядцы и сохранили после христианизации это Двуперстие , (только вместо знака Перуна накладывают крест, хотя многие из старообрядцев пользуются наряду с крестом и знаком Пруна) , и считают что современные христиане показывают Богу фигу.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: в чем суть различия двоеперстного крестного знамения (у старообрядцев) от троеперстного?
Двоеперстие на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Двоеперстие
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*