Деисусный чин
Автор A-stra задал вопрос в разделе Прочие искусства
Какие иконы называются Деисус? и получил лучший ответ
Ответ от ~ Алён@ ~[гуру]
Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Исус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Греческое слово ДЕИСУС означает в переводе с греческого Моление или Прошение.
На русской земле деисус превратился в деисусный чин, то-есть один из рядов высокого иконостаса. Почти всегда чин расширяется, включая больше или меньше икон, изображающих архангелов, апостолов, пророков и других достойных быть на этом месте. Порядок остается неизменным: Христос в середине, Божья Матерь, Иоанн, два архангела, два апостола. .
Самостоятельная иконографическая композиция, построенная по типу деисуса, называется «Предста Царица одесную Тебе» или более коротко «Предста Царица» . В ней Христос восседает на троне в образе Царя царей, справа (одесную) от Него (слева по отношению к зрителю) стоящая в рост Богородица в царских одеждах, с другой стороны — Иоанн Предтеча. С ХII — XIV вв. на Балканах образ Христа — Царя царей в композиции Предста Царица совмещается с другим иконографическим типом — Архиерей Великий.
В домашнем иконостасе — наборе семейных молельных икон, занимающих красный угол помещения — повторяются принципы храмового иконостаса, однако, образ Иоанна Предтечи часто заменяется иконой Николая Мирликийского (Николы Чудотворца) , наиболее почитаемого в России святого.
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение» . Более точное именование — «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса) . Де́исус (греч. δεησις — прошение, моление; деисис) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора) , а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников и прочих. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисус помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисусный чин высокого иконостаса.
Деисуc— Д-ами в настоящее время называются старинные иконы, преимущественно же трехличная икона такого состава: Спаситель посередине, а по сторонам его Богородица и Иоанн Предтеча. Эта икона была чрезвычайно распространена у нас в XVII в. ; она помещалась во втором поясе иконостаса, над царскими вратами, над дверьми при входе в церковь, а также и во дворцах и домах над воротами, на крыльце и над входными дверьми; она же изображалась на предметах облачения (на митрах) , на венчальных венцах (мужских) и пр. Д. были главные (изображались только головы) , поясные и во весь рост; кроме основных фигур, на них встречаются архангелы, апостолы и др. святые. Спаситель пишется большей частью благословляющий, с Евангелием в руке, иногда в архиерейском облачении; иногда же в таком виде, в каком он был положен во гроб, со знаками прободений на боку, руках и ногах; иногда его заменяет София Премудрость Божия, т. е. огненный ангел на троне. Богородица и Предтеча очень часто изображаются в молитвенном положении или со свитками (молитвами) в руках; иногда оба они, иногда один Предтеча изображаются крылатыми. Д. с умоляющими Богородицей и Предтечей составляет необходимую часть иконы, изображающей Страшный Суд, и в ней смысл их не подлежит сомнению: они как посредники между Богом и людьми умоляют Христа за род христианский. В знаменитой афонской Эрминии (наставлении для иконописцев) Фурнографиота (русский пер. в "Трудах Киевской дух. акд. " за 1868 г. № 2 и след. ; отдельно перевод Порфирия еп. Чигиринского, Киев, 1868) приводятся и моления, обращаемые Богородицей и Предтечей к Спасителю. В таком составе и смысле эта композиция хорошо известна и на Западе.
В конце средних веков и в эпоху Возрождения в миниатюрах и на иконах очень часто изображается Христос на троне, указывающий на свои раны, и умоляющие его Богородица и Предтеча; первая указывает на сосцы свои и на меч, пронзивший ее душу, второй держит в руках свою отрубленную голову; это — их заслуги, на которых они основывают свое ходатайство. У нас эта композиция имеет параллели и в народной поэзии: в стихе о Страшном Суде Богородица и Иван Предотеч (или Иван Богослов) умоляют Христа за людей, а в другом стихе упоминаются 3 гроба или 3 свечи, горящие перед теми же лицами. В современной Греции на праздник Парк, который празднуется вскоре после рождения ребенка, зажигаются 3 лампады, из которых одна посвящена Христу, другая Богородице и третья Предтече (Политис, "О жизни новых эллинов", II, 212). Слово деисус есть, несомненно, испорченное греч. δέησις — моление" прошение: в византийский период слово это имело значение и юридического, и церковного термина; δεήσεις, по Дюканжу — libelli supplices qui principi offeruntur; отсюда и чиновник при императоре, принимавший прошения на высочайшее имя, — ό έπι τών δεήσεων, подобный же чиновник был и при патриархе. С другой стороны, Феофан Исповедник (VIII в. ) рассказывает (ed. de Boor I, 284, 25), что имп. Маврикий, сознавая свой грех, разослал ко всем патриаршеским тронам и пр. δεήσεις έγγράφους. Иконописная композиция, известная у нас под именем Д. , встречается и на В, и на З очень рано. Софроний Дамаскин, патриарх Иерусалимский с 629 г. , говорит о большой иконе, изображающей Христа посередине, Богоматерь налево, а направо Иоанна Крестителя, в соборе св. Марка, над дверьми баптистерия, они изображены скульптурно. Легенда относит это изображение ко временам гонений и говорит, что художнику было приказано изобразить Юпитера, Юнону и Меркурия, а он изобразил Христа, Богоматерь и Предтечу, за что и был замучен тираном
«Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение» . Более точное именование — «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса) .
Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа-Вседержителя (Пантократора) , справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус» ; со временем деисусный ряд расширился за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгия и Дмитрия Солунского, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые. В Деисусе нашло зримое воплощение одна из основных целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным.
На рубеже XIV—XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас — стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Иногда деисусный ряд является частью иконы:
Деисусный ряд (сверху) на иконе
В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен образ Господа Иисуса Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» (Ин. 8:12). Его образ завершает вертикаль: Царственные мученики — престол — крест — купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути.
В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого — девятнадцатого веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Далее изображены российские святители Петр и Алексий, Иона и Филипп, Иов и Ермоген; благоверные князья Борис и Глеб, преподобные Сергий и Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Амвросий Оптинский. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.