Ответ от ДЕЛЬФИНА[гуру]
Слово БАЛЬЗАМ имеет несколько значений 1. Густой ароматный сок некоторых растений, содержащий эфирные масла и смолы, отдельные виды которого используются в медицине, парфюмерной промышленности и технике. 2. Мазь, в состав которой входит сок некоторых лекарственных растений. 3. Ароматная настойка на травах.
Для оздоровления и укрепления организма человек издревле использовал целебные свойства трав. В наше время отличная практика укрепления здоровья основана на употреблении бальзамов в периоды стрессов, упадка сил, осложнениях после заболеваний.
Из естественных трещин коры или через искусственные надрезы на стволах некоторых деревьев, произрастающих в тропических лесах Африки, Азии и Южной Америки, часто вытекают густые смолистые, с сильным специфическим ароматом жидкости, быстро густеющие и высыхающие на воздухе, которые еще Авиценна, Парацельс и другие видные ученые прошлых веков называли в своих трудах бальзамами.
Врачи древности рекомендовали бальзамы для лечения многих заболеваний и наивно полагали, что они улучшают пищеварение, предают веселье, задерживают поседение и облысение, усмиряют кашель, усиливают разум, предохраняют зубы от порчи, укрепляют сон. Вплоть до начала нынешнего столетия широкой популярностью пользовались копайский, перуанский, толу-танский, канадский и другие бальзамы, которые считались чудодейственными средствами при различных поражениях кожи, болезнях легких и верхних дыхательных путей, расстройствах желудочно-кишечного тракта, использовались для окуривания воздуха и с целью «облагораживания» лекарств, обладающих неприятным запахом или вкусом. Бальзамами называли знаменитую мирру (по-арабски «горький» ) — смолу растений коммифоры, произрастающих в засушливых районах Северо-Восточной Африки, камеде-смолу некоторых видов молочая, бензойную смолу, добываемую из коры дерева стиракс на островах Ява, Суматра, Борнео и в Индии, находившую применение в различных религиозных культах как фимиам, смолу мастике, которую в засохшем виде употребляли в качестве жвачки под названием «сагыз» для укрепления десен и устранения неприятного запаха изо рта, смолу сандарак из североафриканского сандаракового дерева, применявшуюся в зубоврачебной практике в качестве материала для пломб, а также при дизентерии и для заживления ран и т. п.
Позднее, отдавая дань уходящей моде, некоторые дельцы решили увековечить термин «бальзамы» и стали называть этим словом препараты и снадобья, ничего 05щего с бальзамами не имеющие. Особенно усердствовали всевозможные шарлатаны и знахари, наперебой предлагавшие «бальзамические эликсиры» из различных органов животных. Так, считалось, что мясо черепах или черепаховый суп, получивший в прошлом веке громкую славу под названием «черепаший бальзам» , полностью избавляет от расстройства кишечника.
Бальзамы спасают от болезней желудка и почек, туберкулеза и астмы, паралича и воспалительных процессов, заболеваний сердца и глаз, помогает при отравлениях ядами растительного, животного или минерального происхождения, при сахарном диабете, ранах, язвах, ожогах, фурункулах, карбункулах, слоновости конечностей, заикании, рассасывает опухоли и особенно чудодейственным образом влияет на сращивание костей при переломах.
Более 4500 лет назад древние египтяне применяли бытовой грим, изготавливали всевозможные краски, пудры, мази, притирания. Египтяне изобрели особые румяна и белила, придававшие темным лицам светло-желтый оттенок. Наибольший интерес вызывали пахнущие вещества и бальзамы, которыми пользовались во время религиозных обрядов
Источник:
Красивое греческое слово "бальзам" в переводе означает "ароматическая смола". Раньше так называли смолистый сок некоторых экзотических деревьев - уроженцев Южной Америки и Ближнего Востока, а также смолы многих хвойных деревьев, например пихты и канадской ели. С древних времен такие бальзамы применялись как антисептические средства, ими лечили раны, их использовали для изготовления благовоний.
В настоящее время бальзамами принято называть искусственно приготовленные спиртовые, реже - водные вытяжки из смеси лекарственных трав и ароматических растений. Бальзамы создают, как правило, не фармацевты, а специалисты пищевой промышленности, поэтому и требования к ним предъявляются как к пищевому продукту. Рецептура бальзамов и технология их приготовления остаются достоянием узкого круга специалистов. Вводя в состав смеси те или иные растения, создатели бальзамов стремятся "прогнозировать" целебные свойства напитка. Так, кора дуба, трава зверобоя, шалфей, черника, черемуха придают бальзаму вяжущие, антисептические свойства и оказывают мягкое лечебное воздействие при желудочно-кишечных расстройствах. Группа таких растений, как кофе, женьшень, элеутерококк, лимонник, левзея, сообщают напитку тонизирующие свойства. Горечи - аирный корень, горечавка, полынь - стимулируют аппетит. Ароматический букет бальзамов достигается добавлением пахучих трав и пряностей. В завершение для придания напитку своеобразной консистенции в него может быть добавлено перуанское бальзамовое масло.
В свете современных научных взглядов на пищу как на источник биологически активных веществ бальзамы следует отнести к биологически активным добавкам, а именно - к группе парафармацетиков. Иными словами, бальзам - это не лекарственный препарат, так как для признания какого-либо вещества лекарством необходимо его всестороннее фармакологическое изучение с последующим проведением клинических испытаний.
В нашем социалистическом прошлом выпускалось всего тринадцать видов бальзама. Среди них, благодаря своим композиционным и вкусовым качествам, было три жемчужины - "Рижский черный", "Енисей" и "Уссурийский". Они пользовались популярностью у населения и отмечались различными наградами. Мы их не покупали, мы их доставали. В отличии от заграничных образцов, основа которых - рафинированные, а порой и синтетические пищевые компоненты, наши бальзамы готовились на натуральном сырье, с учетом народной, в том числе и старинной, рецептуры. У каждого бальзама своя история, как например у рижского черного бальзама. В середине XVIII века рижский аптекарь Абрахам Кунце на основании старинного рецепта водочного настоя целебных трав, относящегося к XVII веку, изготовил "чудо-бальзам", который под названием бальзам Кунце был предложен в 1789 году в качестве лекарства русской императрице Екатерине II.Оценив по достоинству целебные свойства бальзама, Екатерина II даровала Кунце привилегию на его изготовление. И начиная с 1789 года в Россию ежегодно отправлялось 300 тысяч керамических бутылочек этого напитка. Так появился лечебный бальзам Рижский (Кунце) крепостью 16% об. В составе его входили: ароматическая вода - 75%, спиртовая настойка - 22,5% и настойка шафрана 2,5%. Для получения ароматической воды композицию из цветов лаванды, листьев мяты перечной, розмарина и шалфея, плодов укропа, коры корицы заливали смесью 87%-ного спирта (70 мл) и воды (300 мл) и настаивали 24 ч, а затем дистиллировали и отбирали 200 мл ароматической воды. Рижский бальзам Гёте назвал эликсиром молодости и воспел его в поэме Фауст. Подобных восторженных оценок напитка очень много. С 1860 по 1935 гг. бальзам "Рижский" получил 33 золотые и серебряные медали на международных выставках. В годы Великой Отечественной войны рецепт был утерян и только в 1954 г. восстановлен.