чтение молитв



Автор Елизавета задал вопрос в разделе Религия, Вера

Как вы избаляетесь от посторонних мыслей во время чтения молитвы, особенно когда молитва не совсем понятна? и получил лучший ответ

Ответ от Serge Sh[гуру]
Елизавета, Вы знаете, конечно советы давать легко. На практите же никто кроме монахов-подвижников не может добиться абсолютной чистоты и сосредоточенности молитвы. И дело тут не в нашем сознании, сколько во всей жизни.
о молитве много написано у святых отцов. Хотелось бы отметить одно - молитва есть устремление нашей души к Богу. И ничто так не противно нашему врагу, как наши молитвы. Не столько потому что они ему могут повредить. Нет, мы слишком слабы для этого и нет в нас силы духа подвижников, сколько потому что в момент молитвы мы действительно устремлены к Богу. Он даже может помогать нам в каких-то добрых делах, укреплять в добродетелях, чтобы это потом привело к появлению в нас потом чувства гордости и самомнения, но только не в молитве. И потому враг всячески пытается помешать нашей молитве - посылает сонливость, мысли, отвлекающие нас и проч. Тем кто духовноболее опытен знакомы такие вещи как мысли хульные и блудные и духовная брань (битва, нападение) . избавиться от этого нападения мы не можем. Хорошим способом борьбы в данном случае бывает "обычное" крестное знамение, ну и попытка еще больше сосредоточения на молитве. В таком случае лучше отказаться от длинных молитв и сосредоточится на более коротких - их читаешь внимательнее и больше сосредотачиваешься.
Но не только это является врагом молитвы. Такими врагами является весь окружающий мир - он сам препятствует молитве. Именно поэтому подвижники и монашествующие пытаются уединяться в местах дальних и отдаленных - чтобы мир не мешал им соединяться с Богом. (Если бы Вы только знали, как в связи с этим страдают монахи в известных монастырях на Валааме, Соловках, Троице-Сергиевой Лавре, Оптиной, Дивеева от наплыва туристов....) . Ожидать того, что в нашем мире удастся обрести такое сосредоточение, не обладая волей старцев-аскетов, не возможно. Вас все равно будет что-то отвлекать. Шум соседей, звуки улицы, запахи и проч. Это Вы не уберете из повседневной жизни никуда.
Третьим врагом является наше собственное тело - наши лень и саможаление. Ведь откровенно говоря, человеку, не привыкшему к аскетическому образу жизни, зачастую просто лень заставлять себя молиться. Нам кажется, что это лишняя потеря времени, а если и читаем, то стараемся поскорее оттарабанить и типа все. Отсюда и невнимание и сбивчивость. Но даже если нет в нас лени, то все равно тело сопротивляется работе. Покажите мне хотя бы одного взрослого человека, который приходит с работы поздно и в силах прочитать что-то больше, чем вечернее правило? Таковых очень мало, потому что мы физически ограничены, нашему организму нужен сон, иначе мы потом не сможем совершать работу и потому мы даже, если и не ленивы, все равно будем отвлекаться, будем уставать, будем желать поскорее закончить молитву.
Так что причин для несосредоточенности много и бороться с ними со всеми сразу не получится. Если душа жаждет молитвы (а такое бывает, знаю людей, которые при чтении молитв чувствуют особую благодать, что им ничего больше и не надо) , то стоит подумать о перемене жизни. Если же нет жажды, то и формальности не нужно. Господу не так важно, что мы прочитаем молитвы с первой по 35 страницу и с 54 по 67, потому что это формализм, сколько то, что мы к Нему устремили свои сердца. Куда лучше больше и чаще посещать храмы, чем вот так формально дома вычитывать что-то.
Но тем не менее утреннее и веч. правило читать надо. И правило ко Причастию, также как и желательно 1 главу Евангелия в день. Утр. и веч. правило можно сократить, посовещавшись со священником, и выбрать те молитвы, которые понятны, которые позволят душе сосредотачиваться на Боге. Очень помогает чтение молитв по четкам, но использовать их надо ТОЛЬКО с благословления священника. Лучше начинать с небольшого количества молитв и постепенно их увеличивать. И конечно же молить Бога о даровании душевнего внимания и сосредоточенности во время молитвы. Он услышит и даст Вам просимое. Ибо Он многомилостив и любит тех, кто искренне стремится к Нему.
И Вас любит тоже :о)

Ответ от WhiteOwl[гуру]
Нужно наверное сначала раяснить себе смысл молитвы. Если смысл будет понятен легче будет концнетрироватся.И Главное Сердце.

Ответ от Ѓилл Смит Муслим[гуру]
В аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. Прохождение этих этапов - дело совершенных, долгими трудами поднявшихся на высокие ступени духовной жизни. Нам, далеким от совершенства, не нужно заниматься самоанализом. Иначе мы внесем в нашу духовную жизнь немало искусственного. Нам должно усвоить и опытно исполнять простые и драгоценные наставления святых отцов о молитве. Прежде всего, надо помнить, что молитва - живое, реальное общение с Богом. "Молитва есть средство для привлечения и длань для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией" (Никодим Святогорец, преп. , Невидимая брань, М., 2002, с. 275). Поэтому она должна совершаться с вниманием. Приходит это не сразу. Надо явить терпение. Когда-то мы не умели читать и писать, но старание дало результаты. Так и научимся молитве. Нужно только постоянство. Для продвижения в молитве важно полюбить ее, помня что время ее - минуты отрадного общения с любящим нас Небесным Родителем. Когда придет час совершать правило, должно начинать не сразу, а подготовить себя к молитве, настроиться на нее. На время молитвы мы должны постараться освободить ум от дневных житейских попечений. Состояние наше благоприятно для молитвенного делания, когда имеем душевный мир. Если человек с кем-то не примирился, то во время молитвы восстанут помыслы осуждения и обострятся чувства обиды и раздражения. Наше совершенствование в молитве находится в прямой зависимости от наших достижений в духовной жизни. По мере очищения сердца и стяжания добродетелей молитва станет не только внимательной, умной, но и теплой, сердечной, живой.

Ответ от WOOD WOOD[гуру]
Церковно-славянский язык НЕ ПРОСТОЙ. Его нужно понимать душею. Если сразу не понятно, что бывает у всякого начинающего, то старайтесь прочитать молитву несколько раз со вниманием и увидите, с каждым разом Вам будет открываться не все новое и новое, но глубина молитвенного обращения. Это же правило относится и ко чтению Псалтири. Со временем Вы начнете замечать и различать молитвы, данные нам старцами и составленные не так давно.Пытайтесь вдуматься в каждое слово, которое может быть многогранным, например: ОТЧЕ. Ведь это не только Отец, но и Творец, и Создатель и Покровитель.. . и т. д. Всякое слово в Церковно - Славянском языке очень емко и выразительно, помните об этом, не отчаивайтесь и трудитесь. Да воздастся Вам!

Ответ от Јармэль Nika[гуру]
Когда не в нрав Вам что к молитве,В сознании как в бурной битвеИ мысли эгоизм вращаетЗаболеванье поощрьает,Быть может Крше дл идущихЧастично искренне живущихДл жизни - эгоизм убитьДл Господа себ вручить? о_ОА чтоб вручить - к Cвьатым в ашрам -Вершить служенье тут и там.. .Самозабвенно на пахатьс, Чтоб ум устал сопротивльатс.Дл шкурки есть объектный труд,Дл сердца - вечный, коль идут.Концлагерь дл себ избрали,Чтоб мысли впреть не доставали,Чтоб научитьс созерцать,Пора всем в Концашрам шагать?!

Ответ от Кошка с салом[гуру]
Не тороплюсь. Посторонние мысли часто от поспешности на молитве возникают. Если молитва не понятна, или не нравится, такую можно опустить на время. Потом вернутся к ней. Бывает, со временем становится понятней. Св. отцы советуют на досуге прочитать молитвы, вникнуть, разобрать их смысл и запомнить его. Не думайте, что зря сотрясаете воздух, даже если посторонние мысли присутствуют, продолжайте молиться со вниманием к словам молитвы и они исчезнут.

Ответ от Neta[гуру]
А какой смысл молиться непонятной молитвой? Кому она нужна? Бог же смотрит не на шевеления ваших губ, а на состояние сердца. Если оно молчит во время молитвы, то зачем зря сотрясать воздух?

Ответ от Џспис[гуру]
Молитесь как написано и всё получится.

Ответ от АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ[гуру]
На первом этапе полезна обычная" механика",с количеством приходит качество. Постепенно старайтесь сосредотачиваться.

Ответ от Евгений Холодов[гуру]
Молитва не возникает сразу, в ней должна быть практика и навык. Сначала старайтесь понять смысл молитвы (в православии - традиционно молитвы читаются на ц. с. , но есть учебн. мол-вы с переводом) . Если смысл молитвы становится понятен, то молитва становится осознанной, а не просто чтением на непонятном языке, "буду молиться духом, буду молиться и умом", - пишет божественный Павел. Кроме того, старайтесь учиться молиться Богу и от себя, т. е. , руководствуясь схемами данными в молитвослове, старайтесь оживить свой разговор с Богом (молитва - это беседа ума с Богом) . Старайтесь молиться сосредоточенно, т. к. демоны отвлекают ваш ум посторонними помыслами, отгоняйте их дерзновенно и не давайте завладевать вам. Почувствовали, что ум увлекся помыслом, сотворите пару поклонов и осените себя крестным знамением. Затем, переведите дух и, сосредоточившись продолжайте молитвенное правило. И еще, воспоминайте в молитвах своих и меня, величайшего из грешников. Очень прошу, не откажите мне в такой милости.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как вы избаляетесь от посторонних мыслей во время чтения молитвы, особенно когда молитва не совсем понятна?
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*