анализ романа доктор живаго по главам



Автор Надежда Степанова задал вопрос в разделе Другое

анализ стиховорения "август"из "доктор Живаго" и получил лучший ответ

Ответ от *SPACE*[гуру]
Литература или текст есть не описание жизни <...>,
а часть того, как сложится или не сложится жизнь.
М. Мамардашвили
В стихотворной главе как в капле воды отразилась вся грандиозность художественной задачи романа. 25 стихотворений могут показаться тематически разрозненными, не имеющими цельного общего плана и назначения, кроме как характеристики творчества главного героя романа. Однако тема преодоления времени, победы над временем, столь важная для идейного и образно-символического плана романа, организует структуру композиции «Тетради Юрия Живаго» : 1+12+12.
Стихотворение "Гамлет" стоит в "сильной позиции" - вначале и задает вектор движения: от трагического человеческого выбора (символом которого становится Гамлет) к осознанию возможности для человека иного выбора - трагического выбора Христа.
"Тетрадь Юрия Живаго" открывается стихотворением "Гамлет", особое значение которого в составе книги определяется самим автором-повествователем. Именно он определяет стихотворение «Гамлет» как наиболее полное воплощение новой поэтики, определяемой стремительным ритмом движения современного города: «Постоянно, день и ночь шумящая за стеною улица так же тесно связана с современной душою, как начавшаяся увертюра с полным темноты и тайны, еще спущенным, но уже заалевшимся огнями рампы театральным занавесом. Беспрестанно и без умолку шевелящийся и рокочущий за дверьми и окнами город есть необозримо огромное вступление к жизни каждого из нас. Как раз в таких чертах хотел бы я написать о городе» [1].
Двенадцать стихотворений о земной жизни движутся по календарному кругу смены времен года. Следующие двенадцать, начиная со стихотворения "Август", посвященного дню Второго Спаса - Преображения Господня, объединены темой прощания с жизнью и любовью. В "Гефсиманском саду" разрешается антиномия третьего катрена "Гамлета":
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
На гамлетовский вопрос "Or to take arms against a sea of troubles"[2] уже задолго до его возникновения был дан ответ: "Спор нельзя решать железом, Вложи свой меч на место, человек". Трагедия шекспировского Гамлета и трагедия Христа как разные полюса напряжения организуют художественное пространство стихотворной главы "Доктора Живаго".
Начало стихотворения "Гамлет" - ТОЧКА небытия – источник истечения ритма и смысла, начало творчества. Экзистенциальный момент «выхода из потаенности» был более явственен в ранней редакции "Гамлета" (1947), где стихотворение начиналось со слов "Вот я весь". Смыслы, появляясь из этого энергетического сгустка, как из ниоткуда, начинают контрапунктически развиваться, двигаться параллельно с разными скоростями, останавливаться и сливаться. Лирический герой первоначального варианта полностью отождествлял себя с героем шекспировской драмы: «Это шум вдали идущих действий. / Я играю в них во всех пяти» (С. 714). В окончательной редакции, вошедшей в роман, точка «выхода из потаенности» отодвинута в «потаенность» . Замена первой фразы: вместо «Вот я весь» - «Гул затих» , - создает особую точку ритмического напряжения – длящегося ("вечного") диалога с позицией героя шекспировской трагедии и чего-то уже совершившегося в тишине. Образ Христа входит в пространство поэтического текста Пастернака и меняет его направление: "Но сейчас идет другая драма, /И на этот раз меня уволь". Смысл этой фразы при всей ее внешней простоте не прочитывается без обращения к контексту всего комплекса идей и образной структуры романа "Доктор Живаго", без осознания смысла и цели его ритмической композиции
Источник:

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: анализ стиховорения "август"из "доктор Живаго"
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*