Автор Александр задал вопрос в разделе Литература
Игра в бисер. Шахматисты. и получил лучший ответ
Ответ от Однажды***[гуру]
«- Комбинации как мелодии. Я, понимаете ли, слышу ходы. »
Что за фигуры мерцают - ферзь или сам Лужин?
Владимир Набоков в романе "Защита Лужина" дает практически физическое ощущение чудовищной тяжести поиска смысла жизни, как это ни банально звучит.
Лужин ищет этот смысл в шахматной игре. Он ищет гармонию там, где она, действительно, есть.
Сама же жизнь для него представляется набором каких-то практически бессмысленных действий.
Он и женился как-то неожиданно и вроде бы против своей воли.
Словно бы понарошку.
Когда он не играет в шахматы, он теряет смысловую нить сопричастности к реальному миру. Очень опасное состояние.
Александр Иванович Лужин – персонаж, персона среди иных призрачных целлулоидных фигур набоковского шахматного поля, над которым властвует молния художника, то озаряющая, то карающая от имени других участников драмы, - равнодушных родителей, шахматиста Турати (чье имя символизирует шахматную фигуру – туру, башню, которая сродни римским башням для осады крепостей) , изобретшего коварное орудие против Защиты Лужина, выкрутасов «дуры-истории» и циничного антрепренера Валентинова, уподобленного черту.
И лишь одна женская душа, вопреки здравому смыслу, пыталась вернуть к «нормальной» жизни этого нелепого и преждевременно одряхлевшего человека.
От шахматного гения Лужина, прототипом которого могли стать не только шахматисты, но и другие заложники своей абстрактной и не востребованной до конца гениальности, до нас не дошло почти ничего, кроме нескольких блокнотов с шахматными знаками и строк стихотворения, написанного в предчувствии близкого полета, своего рода предсмертной записке о зигзаге в потусторонность.
В какое измерение перешел Александр Иванович Лужин, либо тот, кто скрывался под этим земным именем – неведомо. Стал ли он Одиноким Королем, воссоединившись со своей сутью, как и сам Мастер, изобретший его и вложивший в детище столь странную душу, волнующую читателя и поныне?
Может быть он теперь в мире музыки и вечной любви, которой было столь мало в его «реальной» жизни.
ХОД КОНЁМ
На берегу, среди фигур,
он прячется, тая угрозу -
застывший демон между тур,
и переводит сон на прозу.
Но вдруг слетает тишина
крылами белыми, тугими -
тогда является жена,
и заслоняет это имя.
Упрямый гностик - Валентин -
опять в пролёт меня толкает
меж пешек угнетённых спин,
где дьявол пустоту лакает.
Уйдём от мира - в небеса,
пусть думают, что мы повисли -
как их угрюмые глаза,
что над ладьёй моей нависли.
Я уплываю - на коне, -
не обманула б невесомость
в том многоклеточном окне,
что растворяется в бездонность!
Александр Иванович ЛУЖИН
И закономерный финал:
«Дверь выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович! » - заревело несколько голосов. Но никакого Александра Ивановича не было» .
…Только в самом углу шахматной доски, забытой кем-то впопыхах на столе, белела неясно какая-то крупная фигура, опрокинутая навзничь. Ферзь? Или…
Цвейг. Шахматная новелла. Для меня это лучшее произведение на эту тему.
...-Мат! --пролепетал насмерть перепуганный брюнет. --Вам мат, товарищ гроссмейстер. ..