Автор Їей задал вопрос в разделе Музыка
Энгармонические тональности. Как определить конкретную тональность и получил лучший ответ
Ответ от Дмитрий Низяев[гуру]
Это дело личного выбора. Как именовать тональность, чаще всего выбирают просто по удобству чтения - чем меньше знаков, тем легче читать. В твоем случае - этот критерий безразличен, т. к. и бемолей и диезов в обоих случаях равное количество.
Также, авторы в серьезной музыке часто выбирают тональность по "личному ощущению окраски". Это ощущение у разных авторов разное, но например, бемольные тональности звучат определенно теплее и темнее диезных - с этим никакой композитор спорить не стал бы. Поэтому можно определить тональность уже по музыкальному содержанию, по эмоции, заложенной в музыку.
Но и это - не всегда бывает. Например, весьма печальная ре-диез-минорная прелюдия и фуга из 1-го тома ХТК иногда встречается как "ми-бемоль-минорная". И когда играешь тот или иной вариант - ощущение получаешь РАЗНОЕ, но отдать предпочтение все равно трудно. Т. к. и тот и другой образ оказываются одинаково емкими. Тут уже вопрос психологии, а не теории музыки.
Еще один критерий для выбора - если в произведении присутствуют временные отклонения в родственные тональности, то может оказаться очень большая разница в количестве встречных знаков.
Например из до-диез мажора отклонение в тональность субдоминанты УМЕНЬШАЕТ количество знаков, и играть становится легче. А из ре-бемоль мажора такое же отклонение УВЕЛИЧИВАЕТ количество знаков. В таком случае, удобнее нотировать пьесу именно в до-диез мажоре. Логично? Просто меньше ноты загромождаться будут 🙂
дать послушать преподавателю музыки или действующему музыканту
В звучании разницы нет, только в написании. Можно записать как удобнее и как лучше слышится; если кажется, что звучит светло, красочно, ярко - то диезная тональность должна казаться лучше, если мрачновато - бемольная, соответственно.