Брюссельский крысолов
Автор Лела Ч. задал вопрос в разделе Города и Страны
Легенда и получил лучший ответ
Ответ от Иринка[гуру]
Германия, Гамельн, конечно же это легенда о крысолове.
а вот с концовкой дела обстоят так....
Дети последовали за Крысоловом и утонули в реке Везер. По другому варианту легенды дети поднялись на гору Коппен неподалеку от Гамельна и исчезли в расступившейся перед ними скале. В более позднем варианте легенды дети проходят сквозь гору и оказываются далеко от родных мест, в Трансильвании, там они основали свой город, в котором нет обмана и алчности.
Появление Крысолова в Гамельне и исчезновение ста тридцати детей зафиксированы как достоверный факт. Трагический финал старинной легенды родился раньше, чем ее расчудесное начало.
Самым древним свидетельством о событиях, разыгравшихся семьсот с лишним лет назад, было изображение в оконном витраже церкви на Рыночной площади. Правда, сам витраж не сохранился, но есть его подробные описания, сделанные в XVI веке: вверху человек в пестрой одежде, а под ним – молящиеся дети.
Все письменные свидетельства о событиях 26 июня 1284 года появились через пятьдесят, сто, двести и более лет. Факт уже оброс фантастическими подробностями, превратился в легенду. Ясно, что в ней зашифровано какое-то подлинное трагическое происшествие. Исследователи называли, например, военный захват пленных, эпидемию, детский крестовый поход. Все эти версии маловероятны. Гамельн был богатым городом, и бургомистрат всегда откупался от нападавших. Первая масштабная эпидемия – бубонная чума, или Черная смерть, как ее окрестили в Европе, пришла в эти края через сто лет. Детский крестовый поход, напротив, прошел через Германию лет на семьдесят раньше. Значит, было что-то другое.
Во-первых, надо уточнить, что означало «дети» в средневековых текстах. Слово «дети» понималось в прямом значении – «малыши», в церковном смысле – «дети Божьи», то есть все христиане, и в обобщенном – «дети Германии», наконец, «дети Гамельна» – в значении жители вообще, а не только детвора. Так и сегодня в торжественных текстах, особенно в патриотических песнях, встречаются подобные выражения: «мы дети России», «мы дети твои, Москва» и так далее.
Так что детоубийство исключается.
На рисунке Мёрсперга видно, как Крысолов уводит большую группу детей прочь от города к горе Коппен. На горе чернеет расщелина – там действительно была пещера, в которой язычники в древности приносили жертвы своим богам. Гамельнцы называли эту пещеру Калвария, или «дьявольская кухня». Слева от пещеры изображены крест и виселица – символы смерти. Чуть ниже, у подошвы горы, пасутся три оленя. Сам Крысолов изображен в образе жонглера – бродячего артиста, музыканта, шута.
В языческой древности люди этой профессии были служителями культов плодородия, участниками «бесовских действ» – магических ритуалов. Они и в раннем средневековье соблазняли христиан на поклонение языческим божкам, склоняли к суеверию.
Возникает такая версия мести Крысолова: он завлек их к языческим алтарям, и они приняли участие в каком-то магическом ритуале. Участники действа совершили смертный грех, они погибли для веры и церкви. В те времена гибель души христианской была страшней телесной смерти.
Вторая вполне обоснованная версия связана с новым действующим лицом – Николаусом фон Шпигельбергом, чей герб был символически изображен на церковном витраже и на рисунке Мёрсперга.
У этой знатной и воинственной семьи были обширные владения где-то на востоке, захваченные еще предками-тевтонцами. Эти земли надо было кем-то заселять. Для этого феодалы проводили настоящие рекламно-вербовочные акции: нанимали глашатаев, иногда жонглеров, чтобы они расхваливали житье на новом месте, завлекали переселенцев щедрыми посулами.
Скорее всего, наш Крысолов и был таким пиарщиком-вербовщиком. Он ходил по Гамельну, наигрывая на дудочке, а может быть, бил в барабан (отсюда запрет бить в барабан на улице Молчания).
26 июня 1284
ГАММЕЛЬНСКИЙ КРЫСОЛОВ УВЕЛ ВСЕХ ДЕТЕЙ ИЗ ГОРОДА ПОСЛЕ ТОГО, КАК ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ОТКАЗАЛИСЬ ЗАПЛАТИТЬ ЕМУ ЗА СПАСЕНИЕ ГОРОДА ОТ КРЫС.
Есть города, которые стали известны всем, благодаря легендам и сказкам. Город Бремен знаменит благодаря небольшой сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» . Немецкий город Гамельн известен всему миру, потому что в нём сложилась знаменитая легенда о Гамельнском Крысолове.
В немецкий город Гаммельн пришли полчища крыс. Горожане никак не могли справиться с этой бедой и готовились к голодной смерти. И вдруг в городе появился незнакомец и предложил за плату избавить горожан от серой напасти. Горожане радостно согласились, и тогда незнакомец достал из-за пазухи дудочку и принялся насвистывать на ней волшебную мелодию. Услышав волшебные звуки, все крысы повылазили из щелей из подвалов и потянулись к незнакомцу, а тот, не переставая играть, двинулся к берегу реки, забрался в лодку, оттолкнулся подальше от берега. А крысы все шли и шли, словно во сне, и одна за другой входили в воду и безропотно тонули. В городе не осталось ни единой крысы. И тут коварные и скупые горожане решили обмануть незнакомца и не дали ему ничего из обещанной платы. Что ж, не говоря ни слова, незнакомец вновь достал из-за пазухи свою дудочку и вновь заиграл волшебную мелодию, теперь уже другую. И все городские дети, побросав свои игры и дома, вышли на улицу и потянулись за незнакомцем, который, не переставая играть, неторопливо пошел из города вон, все дальше и дальше, и дети, как привязанные, следовали за ним, и никто не смог остановить их – они так и ушли, навсегда, и никто из родителей так никогда их больше и не увидел.
Улица, по которой дети ушли из Гамельна, ещё в XVIII веке называлась Беззвучной улицей. На ней никогда не раздавались звуки песен или музыкальных инструментов.
На старой городской ратуше (большое здание, где заседает городской совет) была сделана надпись: «В году 1284 чародей-крысолов выманил из Гамельна звуками своей флейты 130 детей, и все они до одного погибли в глубине земли» .
Что произошло на самом деле? Никто этого не знает.
По разному можно понимать эту легенду.
О Крысолове сложены стихи, сказки, баллады. Многим поэтам и писателям не давала покоя эта легенда. Про Крысолова писали немецкие поэты Гёте и Гейне, английский поэт Броунинг, шведская писательница Сельма Лагерлёф, русская поэтесса Марина Цветаева.
В сказке про путешествие Нильса с дикими гусями тоже есть момент, очень похожий на историю с Крысоловом.
По одной из версий, хроники некоего западноевропейского города зафиксировали 26 июня 1284 года факт скупки и увода вербовщиком 130 человек дешевой рабочей силы.
По другой версии: …Много веков назад около Гамельна родилось предание. В виде устного сказания и в форме народной песни оно обошло всю Германию, неизменно включалось во все сборники народных баллад». 1 Это легенда о Крысолове или Флейтисте из Гамельна. Её сюжет использовали в своих произведениях Гейне, Мериме, Ф. Гоффман, Р. Браунинг, В. Брюсов, М. Цветаева. Разумеется, все они по своему приукрасили страшные устные рассказы о том, как некий пришлый музыкант в пёстрой одежде избавил город от полчищ крыс, играя на волшебной флейте, но совет города ему не заплатил и музыкант отомстил, погубив детей.
Однако в старинной гамельнской летописи нет ни слова о мести, крысах, волшебстве и неоплаченной работе. Зато говорится о точной дате события: «В 1284 году, в день Иоганна и Павла, 26 июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто тридцать детей на Коппен, близ горы Кальварии, где они и пропали» . Это период летнего солнцестояния, до сих пор отмечаемый всеми индоевропейскими (и не только) народами. Но связана ли пропажа детей с праздником, называемым на Руси Купала, или это простое совпадение?
Через несколько лет после этого события в город пришла чума, и все непосредственные свидетели погибли, что и дало возможность толковать произошедшее каждому на свой лад.
Еще слышал версию, о том, что имеется ввиду детский Крестовый поход.
Священники убедили детей и подростков, что те своей чистотой могут помочь освобождению Святой Земли от мусульман.
Несколько тысяч детей ушло в поход. Вскоре они разделились на два отряда. Один из них направился на юг Италии, где пираты, пообещав переправить в Святую Землю, продали их в рабство. Другой отряд вообще не добрался до моря - погиб от голода и болезней где-то на территории современной Болгарии.
Можно предположить, что среди нескольких тысяч были те 130 детей из Гамельна.