звездное небо над головой



Кант звездное небо

Автор Александр Мандрин задал вопрос в разделе Естественные науки

Что имел в виду Кант о звёздном небе над нами и о нравственном законе внутри нас? и получил лучший ответ

Ответ от Николай Белков[гуру]
Надо полагать его восхищали просота формулировки и неисчислимая сложность следствий. Звёздное небо - точки света над головой, но их наличие и свойства рисуют вселенную, едва доступную для понимания, являющейся неисчерпаемым объектом изучения. Касательно нравственного закона, а если ещё уже категорического императива - то простота начальной формулировки - привносит гиганское колличество непротиворечивых следствий, и однозначных решений. То есть от обратного - гиганская вселенная раскрывается как бы вовнутрь - всего лишь в точки на темном небе, а навственный закон наоборот вовне из человека во вселенную. Кант был великим систематезатором - и мне кажется его афоризм следует понимать именно так - глубоко системно.

Ответ от Евгения[гуру]
Что само собой такое не могло получиться.

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Наверное, видел какую-то связь между тем и этим.
P.S. Я вот что-то не поражаюсь звёздному небу (см. ).
Правда, я и не Кант...

Ответ от Александр Мищенко[новичек]
Я считаю, что можно бесконечно удивляться, восхищаться звездному небу у нас, над головой и нравственному закону внутри нас... По моему Кант имел ввиду именно это.

Ответ от Интурист[новичек]
Моральный закон и звездное небо над головой, по Канту - те вещи, важнее и глобальнее которых, ничего нет для человеческой сущности.

Ответ от Иван Феоктистов[активный]
ни то ни другое до конца не познано и это восхищает

Ответ от Калеке[новичек]
Кант И. - Сочинения в 6-ти томах т 4 ч 1 С 499
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни.
Но удивление и уважение хотя и могут побуждать к изысканиям, но не могут их заменить. Что же нужно сделать, чтобы провести эти изыскания полезным и соответствующим возвышенности предмета образом? Примеры здесь могут служить для предостережения, но также и для подражания. Рассмотрение мира начиналось с превосходнейшего вида, который всегда показывает лишь человеческие чувства, а наш рассудок всегда стремится проследить его во всей его широте, и оканчивалось – астрологией. Мораль начиналась с благороднейшего свойства в человеческой природе, развитие и культура которого направлены на бесконечную пользу, и оканчивалась – мечтательностью или суеверием. Так обстоит дело со всеми еще грубыми попытками, в которых большая часть работы зависит от применения разума, что не дается само собой, не так, как пользование ногами, посредством частого упражнения, в особенности в том случае, если оно касается свойств, которые не могут быть непосредственно показаны в обыденном опыте. Но после того как была, хотя и поздно, пущена в ход максима – заранее хорошенько обдумывать все шаги, которые разум намерен сделать, и делать их, только руководствуясь заранее хорошо продуманным методом, суждение о мироздании получало совершенно другое направление и приводило к несравненно более успешным результатам. Падение камня и движение пращи, разложенные на их элементы и на проявляющиеся при этом силы и математически обработанные, создали наконец тот ясный и для всякого будущего неизменный взгляд на мироздание, который, как можно надеяться, при дальнейшем наблюдении всегда будет развиваться, но никогда – этого бояться не надо – не будет деградировать.
Идти этим путем и в изучении моральных задатков нашей природы – в этом указанный пример может быть очень поучительным для нас и дать надежду на подобный же хороший результат. Мы имеем под рукой примеры разума, строящего моральные суждения. Расчленить их на первоначальные понятия, а за неимением математики в неоднократных попытках испытать на обыденном человеческом рассудке метод, подобный химическому, предписывающий отделить эм

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что имел в виду Кант о звёздном небе над нами и о нравственном законе внутри нас?
Категорический императив на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Категорический императив
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*