Во главе корпуса источников советского права находились
Автор Валентин Илюшкин задал вопрос в разделе Конституционное право
Источники советского государственного (конституционного) права !!! и получил лучший ответ
Ответ от
Виды источников. С принятием Конституции СССР 1936г. были изменены наименования источников права. От «декрета», взятого у Парижской коммуны и закономерного в первые годы Советской власти, когда названия «указ» и «закон» ассоциировались с царским режимом, вернулись к наименованиям, наиболее распространенным в мире. Именно на этом этапе Конституция как Основной Закон государства становится формообразующим фактором для источников советского права. В нем четко определены все виды нормативных актов для всех органов государства (ст. 32, 38-40, 49, 59, 66, 73, 81, 98 Конституции СССР 1936 г.). Происходит разделение источников права на законы и подзаконные акты. В Конституции 1936 г. формулируется принцип подзаконности (ст. 66, 73, 81, 85, 98): устанавливается иерархия нормативных актов, основанная на их юридической силе как одной из гарантий порядка в законодательстве. При этом, однако, не было создано механизма контроля за соблюдением принципа подзаконности, который бы гарантировал, чтобы все акты принимались на основе и в строгом соответствии с законом. Отсутствие такого контроля при административно-командных методах управления было на руку чиновнику-бюрократу. Акты управления, даже индивидуальные, практически принимают форму и играют роль закона. При отсутствии должного уровня правовой культуры распространяется практика расширительного толкования закона: под ним начинают понимать любые нормативные акты, входящие в систему законодательства. На такой благодатной почве множатся так называемые «незаконно подзаконные» 13 акты.
К счастью, данный процесс в наименьшей степени затрону; государственное право. В этой отрасли все более ярко выявляется тенденция к закреплению отношений народовластия именно в форме закона. И если в общей массе нормативных актов процент законов составлял 8,314, то в системе законодательства об общественном и государственном строе эта цифра была почти в три раза больше — 24. Более того, если не считать семи предвоенных и военных лет (1938—1945 гг.), то с 1938 по 1976 г. в среднем ежегодно принималось по одному государственно-правовому закону. Всего же за период с 1938 по 1976 г. на уровне Союза ССР было принято около 150 актов, содержащих государственно-правовые нормы. Из них законов (без утвержденных законом указов) — 33, или 24%; постановлений Верховного Совета и его палат — 7, или 5%; нормативных указов Президиума Верховного Совета — 60, или 43%; постановлений Президиума Верховного Совета — 25, или 18%; постановлений Совета Министров — 15, или 10%15. Такая статистика говорит сама за себя, хотя количественный показатель, как уже говорилось, не всегда является определяющим при оценке состояния правового регулирования в той или иной области, ибо, с одной стороны, процесс кодификации обычно ведет к уменьшению численности законов, с другой -- обобщение правовых предписаний в кодифицированном акте неизбежно требует последующей их конкретизации, т. е. увеличения количества подзаконных актов.
Источниками государственного права в годы Великой Отечественной войны являлись акты органов военного управления. Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов нашей страны для отпора врагу Президиум Верховного Совета СССР, СНК и ЦК ВКП (б) образовали 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО) 16. На этот орган были возложены главные функции управления страной, связанные с обеспечением материальных и иных условий ведения военных действий. Постановления ГКО подлежали беспрекословному исполнению всеми государственными органами, общественными организациями, гражданами. В ряде мест по решению ГКО из представителей партийных, советских и военных органов создавались городские комитеты обороны.