Преображать это
Автор Катюня задал вопрос в разделе Гуманитарные науки
Как вы понимаете слова С. Л. Рубиштейна "Воображать-это преображать"? Приведите пример в их подтверждение. и получил лучший ответ
Ответ от ***РЕГИНА***[гуру]
Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранять в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения - их преобразование. В высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризуется память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведении. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному отграничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования. Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы. Всякое воображение порождает что – то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразится, во – первых, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Например, сообщение о папанинцах побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни на льдине, дрейфующей у Северного полюса. Это еще совсем не специфическая форма воображения.
Так Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв черты у своей жены Сони, другие – у ее сестры Татьяны, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Однако, несомненно, что основная работа создания художественного образа Наташи состояла не в «комбинировании» черт Сони и ее сестры Тани, а в том очень сложном творческом процессе, глубоко переработавшем и по существу преобразовавшем одни и другие черты, о котором Толстой упоминает, говоря, что он «перетолок» черты обеих сестер. Частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев. Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.
Каждый раз когда мы используем нечто из своей памяти, мы эту самую память меняем, причем очень ощутимо.
Каждый раз вспоминаю, скажем. о событиях из своего детства, мы можем менять детали событий, свои эмоции в тот момент и прочее.
Кроме того подобным образом возможно создавать совершенно ложные воспоминания.