что такое сонатная форма в музыке
Автор развернуть задал вопрос в разделе Музыка
Завтра экзамен по музыкальной литературе - плиз подскажите - ЧТО ТАКОЕ ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО и в каких произведениях и получил лучший ответ
Ответ от Абрамова Олеся[гуру]
форма музыкального произведения основанная на противопоставлении и развитии двух тем, излагаемых в разных тональностях и объединяемых затем одной тональностью. Для классической Сонатной Формы особое значение имеют непрерывность и интенсивность развития, обострение и последующее разрешение противоречий между контрастирующими темами.
Соната есть соната. Это не только слово, но и жанр со строгими формальными признаками. Пример слепого подражания форме сонатного аллегро в литературе известен. Это прозаические "Симфонии" Андрея Белого. Едва ли можно признать опыт великого символиста в этом плане удачным. Музыка и литература хоть и близки, но всё же не идентичны. Однако попытаемся всё же для начала услышать роман Александра Проханова "Крейсерова соната" и соотнести его с формальными признаками сонатной формы.
Сперва скажу пару слов о самой форме сонатного аллегро. Она строится следующим образом: в экспозиции звучат основные темы: главная, контрастная ей побочная, между ними связующая и в конце — заключительная. В разработке все темы развиваются и сталкиваются. Реприза обычно представляет собой смысловой результат разработки.
Роман Проханова начинается с медленного, величавого вступления, задающего тон всему повествованию. Неторопливыми трагическими нотами передана тема гибели подводного крейсера "Москва". Затем излагается главная тема — тема Счастливчика и Модельера. Она изобилует острыми созвучиями, музыкально близкими к стилю позднего Шостаковича. Связующая тема имеет более важное значение, чем просто переход от одной теме к другой. Это тема Москвы, звучащая во всей своей полифонии. Побочная партия делится на две темы: тема Ани и тема Плужникова. Заключительной можно назвать тему Мэра и Плинтуса, которая в своём музыкальном развитии содержит элементы главной партии.. В разработке все темы сталкиваются в невероятной, напряжённейшей схватке. А реприза наступает только в самом конце, когда слушатель уже почти потерял надежду, что разработка когда-нибудь закончится. Конечно, автор едва ли руководствовался в написании романа правилами музыкальной формы. Но они довольно явно прослеживаются как общая для всех искусств драматическая основа.
ой, я уже не помню.так бы помогла, но у меня мама спит.
давай чуть попзже тебе напишу
ой, ну понаписали.я вспомнила. сонатное аллегро-форма первой части классической венской симфонии и сонаты(моцарт, гайдн. бетховен). экспозиция, разработка реприза.