Автор * задал вопрос в разделе Домашние задания
в слове придумать есть окончание? и получил лучший ответ
Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
Здесь возможны только два ответа:
1) Есть окончание -ТЬ.
2) Нет окончания (даже нулевого) , так как слово придумать заканчивается формообразующим суффиксом -ТЬ.
Попробуйте вникнуть в причины таких разных ответов.
Придумать – это инфинитив, неопределённая форма глагола. На -ТЬ (-ТИ) в неопределённой форме глагола существуют два разных взгляда.
Одни учёные считают эту морфему окончанием на том основании, что инфинитив является начальной формой глагола, от которой образуются с помощью других окончаний другие глагольные формы.
Другие учёные считают эту морфему формообразующим суффиксом, не входящим в основу слова, при этом, так как инфинитив они называют неизменяемой глагольной формой, то и заканчивается он этим суффиксом: окончания в нём нет (даже нулевого). Связана эта точка зрения с тем, что в отличие от других частей речи, у глагола две основы: основа инфинитива (она же основа прошедшего времени) и основа настоящего (будущего) времени. Это значит, что одни глагольные формы, например, формы прошедшего времени, формы условного наклонения, формы причастий прошедшего времени, формы деепричастий совершенного вида, образуются от основы инфинитива, а другие, например, формы повелительного наклонения, формы причастий настоящего времени, формы деепричастий несовершенного вида, – от основы настоящего времени.
При морфемном разборе данного инфинитива первые учёные сказали бы так:
в слове придумать основа ПРИДУМА- и окончание -ТЬ (морфемы основы не называю, так как 1) их назвали ответившие до меня; 2) не о них Вы спрашиваете) .
Вторые разобрали бы иначе:
основа – ПРИДУМА- и формообразующий суффикс -ТЬ.
В школьной практике, чтобы не вводить учеников в научные споры о том, как назвать морфему -ТЬ (-ТИ) , в учебниках советского времени сначала её называли суффиксом, потом появились учебники, в которых эту морфему стали называть окончанием, а следовательно, и обозначать, заключая в квадратик. Затем снова решили называть суффиксом. Так что люди, в разное время закончившие школу, называют эту морфему по-разному.
Вот несколько наглядных пособий, подготовленных учителями для уроков:
Здесь в слове желтеть выделяется окончание -ТЬ.
А здесь -ТЬ (-ТИ) относят к формообразующим суффиксам.
Сложности начались тогда, когда появились альтернативные учебники и учитель получил право выбирать, по какому из учебников учить детей. Связаны эти сложности с тем, что споры учёных проникли в учебники: в одних -ТЬ (-ТИ) называют суффиксом, в других – окончанием.
Именно из-за этого разнобоя в учебниках учителя придумали новое графическое обозначение для морфемы -ТЬ (-ТИ) – домик, то есть такой значок, совмещающий в себе графическое обозначение окончания (прямоугольничек) и графическое изображение суффикса (крышечку). Такое изображение появилось даже на таблицах, которые выпускаются для использования в школе при объяснении материала. Вот, к примеру, одна из таких таблиц.
Если моих объяснений Вам покажется мало или просто захотите прочитать что-либо по данному вопросу, то рекомендую познакомиться со статьёй
P.S. Добавлю: в глаголах не бывает ни суффиксов -АТЬ, ни окончаний -АТЬ: А – это отдельный суффикс.
Здесь возможны только два ответа:
1) Есть окончание -ТЬ.
2) Нет окончания (даже нулевого) , так как слово придумать заканчивается формообразующим суффиксом -ТЬ.
Попробуйте вникнуть в причины таких разных ответов.
Придумать – это инфинитив, неопределённая форма глагола. На -ТЬ (-ТИ) в неопределённой форме глагола существуют два разных взгляда.
Одни учёные считают эту морфему окончанием на том основании, что инфинитив является начальной формой глагола, от которой образуются с помощью других окончаний другие глагольные формы.
Другие учёные считают эту морфему формообразующим суффиксом, не входящим в основу слова, при этом, так как инфинитив они называют неизменяемой глагольной формой, то и заканчивается он этим суффиксом: окончания в нём нет (даже нулевого) . Связана эта точка зрения с тем, что в отличие от других частей речи, у глагола две основы: основа инфинитива (она же основа прошедшего времени) и основа настоящего (будущего) времени. Это значит, что одни глагольные формы, например, формы прошедшего времени, формы условного наклонения, формы причастий прошедшего времени, формы деепричастий совершенного вида, образуются от основы инфинитива, а другие, например, формы повелительного наклонения, формы причастий настоящего времени, формы деепричастий несовершенного вида, – от основы настоящего времени.
При морфемном разборе данного инфинитива первые учёные сказали бы так:
в слове придумать основа ПРИДУМА- и окончание -ТЬ (морфемы основы не называю, так как 1) их назвали ответившие до меня; 2) не о них Вы спрашиваете) .
Вторые разобрали бы иначе:
основа – ПРИДУМА- и формообразующий суффикс -ТЬ.
В школьной практике, чтобы не вводить учеников в научные споры о том, как назвать морфему -ТЬ (-ТИ) , в учебниках советского времени сначала её называли суффиксом, потом появились учебники, в которых эту морфему стали называть окончанием, а следовательно, и обозначать, заключая в квадратик. Затем снова решили называть суффиксом. Так что люди, в разное время закончившие школу, называют эту морфему по-разному.
Вот несколько наглядных пособий, подготовленных учителями для уроков:
Здесь в слове желтеть выделяется окончание -ТЬ.
А здесь -ТЬ (-ТИ) относят к формообразующим суффиксам.
Сложности начались тогда, когда появились альтернативные учебники и учитель получил право выбирать, по какому из учебников учить детей. Связаны эти сложности с тем, что споры учёных проникли в учебники: в одних -ТЬ (-ТИ) называют суффиксом, в других – окончанием.
Именно из-за этого разнобоя в учебниках учителя придумали новое графическое обозначение для морфемы -ТЬ (-ТИ) – домик, то есть такой значок, совмещающий в себе графическое обозначение окончания (прямоугольничек) и графическое изображение суффикса (крышечку) . Такое изображение появилось даже на таблицах, которые выпускаются для использования в школе при объяснении материала. Вот, к примеру, одна из таких таблиц.
Если моих объяснений Вам покажется мало или просто захотите прочитать что-либо по данному вопросу, то рекомендую познакомиться со статьёй [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
P.S. Добавлю: в глаголах не бывает ни суффиксов -АТЬ, ни окончаний -АТЬ: А – это отдельный суффикс.
есть, нулевое
Нулевое окончание.
окончание -ТЬ.
есть -ть
Смотря по какой программе русского языка вы занимаетесь. По программам Ладыженской, Разумовской, Львовой в этом слове-ть-окончание глагола в инфинитиве. А у Бабайцевой, например, это суффикс. Для меня это окончание глагола в начальной форме.
Обязательно есть окончание в неопрелелённой форме глаголов на --ТЬ
ПРИ / ДУМ /А / ТЬ-окончание.
(Морфемно-орфографический словарь Тихонова)
Викисловарь
нулевое окончание
нулевое
В этом слове нулевое окончание .
нет, ум корень д приставка, ать суффикс
ПРИ приставка, ДУМ корень, А суффикс, ТЬ суффикс