скрябин композитор
Автор Марина Гаранина задал вопрос в разделе Музыка
биография а. н. скрябин. н. скрябин и получил лучший ответ
Ответ от Lilia[гуру]
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН
(1872-1915)
Русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать – пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция) . Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки) . В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США) . Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина.
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая» , «Сатаническая» , «К пламени») , а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня» , 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции) . Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия» , в которой объединяются все виды искусства – музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет) , отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит) , символизма (образы-символы: темы «воли» , «самоутверждения» , «борьбы» , «томления» , «мечты») , а также экспрессионизма. Скрябин – яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда – т. н. прометеевский аккорд) . Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей») , что связано с обращением к цветному слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.
Для оркестра – 3 симфонии (1900–04, 3-я – Божественная поэма) , симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано – 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и др.
Л. Никитина
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН
(1872-1915)
Русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать – пианисткой. Учился в Московском кадетском корпусе (1882–89). Музыкальное дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепиано) у Г. Э. Конюса, Н. С. Зверева. В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано у В. И. Сафонова, занимался также у С. И. Танеева (контрапункт) и А. С. Аренского (композиция) . Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М. П. Беляев (издавал сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки) . В 1904–10 (с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал также в США) . Занимался педагогической деятельностью: в 1898–1903 профессор (класс фортепиано) Московской консерватории, одновременно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников: М. С. Неменова-Лунц, Е. А. Бекман-Щербина.
Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая» , «Сатаническая» , «К пламени») , а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня» , 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около 1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал субъективно-идеалистические позиции) . Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, дерзновенного, устремлённого к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина, должна была стать «Мистерия» , в которой объединяются все виды искусства – музыка, поэзия, танец, архитектура, а также свет) , отличаются большой степенью художественного обобщения, силой эмоционального воздействия. В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит) , символизма (образы-символы: темы «воли» , «самоутверждения» , «борьбы» , «томления» , «мечты») , а также экспрессионизма. Скрябин – яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип аккорда – т. н. прометеевский аккорд) . Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру специальную партию света («Прометей») , что связано с обращением к цветному слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на фортепианную и симфоническую музыку 20 в. Получили дальнейшее развитие идеи синтеза музыки и света. В 1922 в помещении последней квартиры Скрябина в Москве организован музей.
Для оркестра – 3 симфонии (1900–04, 3-я – Божественная поэма) , симфонические поэмы Мечты (1898), Поэма экстаза (1907), Прометей (Поэма огня; с фортепиано и хором, 1910); концерт для фортепиано с оркестром (1897); для фортепиано – 10 сонат (1892–1913), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдии ор. 11), 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы и
Скрябин Александр Николаевич (1871/1872—1915), композитор, пианист, педагог.
Родился 6 января 1872 г. (по новому стилю) в Москве в семье дипломата.
В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано.
Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г.
В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др.
В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первою симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой».
Вершина симфонического творчества Скрябина — «Поэма экстаза» (1907 г.) и «Прометей» («Поэма огня», 1910 г.).
«Прометей» стал одним из самых необычных произведений в истории музыки — в нём есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света.
Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств.
Венцом реализации этой грандиозной идеи должна была явиться задуманная им «Мистерия»: в ней предполагалось соединить музыку, поэзию, танец, свет, архитектуру и театральное действо. Воплотить в жизнь смелый замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 г. трагически погиб в Москве от заражения крови, причиной которого послужила случайная царапина.
Новаторские идеи Скрябина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.