шорцы



шорцы это

Автор Ђ@нюшка задал вопрос в разделе Города и Страны

Что за народ Шорцы, где проживают и чем занимаются? и получил лучший ответ

Ответ от Ирина[гуру]
Шорцы — коренной тюркоязычный народ, живущий на юге Кемеровской области РСФСР (Горная Шория) , главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрас-Су. Самоназвание шор; в русских исторических документах XVII—XVIII веков шорцев называют кузнецкие, кондомские и мрасские татары. Численность 13 975 человек (под данным переписи на 2002 год). Говорят на шорском языке хакасско-алтайской группы тюркских языков. В прошлом формально щорцы считались православными, фактически у них сохранялись шаманизм и промысловые культы. Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племён. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Вплоть до начала XX века у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений.
Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством. Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань (албан) джунгарам и енисейским киргизам. Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом. В XVII веке Южная Сибирь была покорена русскими казаками. Приводя шорцев в русское “подданство“, русские воеводы вначале выдавали шорским паштыкам (старостам) владельные грамоты и указы, признающие и закрепляющие права шорцев на те или иные земли. Но когда Южная Сибирь была покорена полностью, эти земли были объявлены собственностью царя, а владельные грамоты были отобраны. Шорцы платили дань (ясак) русскому царю пушниной. Охотничьи территории были поделены между родами. После прихода русских шорцам было запрещено заниматься металлургией и кузнечеством, чтобы их противники - джунгары и кигризы - не могли заказать у шорцев военные доспехи и снаряжения.
Предки шорцев жили родами. Отцовский род у шорцев управлялся на демократических началах. Во главе родовой общины стоял паштык, который выбирался на родовом собрании. Родовое собрание считалось высшим органом рода. Оно решало все важнейшие общие дела: выборы паштыка, раскладку албана, а затем ясака, принятие христианства. На общих собраниях происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вместе с паштыком судили. О своем решении спрашивали народ “чарар ба” (согласны ли). Если большинство говорило “чарар”(согласны) , то достигалось соглашение было достигнуто, если нет, то дело разбиралось снова. Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению.
По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы: небесную землю, где находится высшее божество Ульгень; среднюю землю, где живут люди; и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств. К услугам шаманов прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню.
До Октябрьской революции 1917 года их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп — примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары). За годы Советской власти коренным образом изменилась жизнь шорцев. Основные их масса занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, а также традиционные промыслы — охота, рыболовство, сбор кедровых орехов). Многие шорцы работают в промышленности. Сложилась значительная прослойка интеллигенции.
Источник: ссылка

Ответ от Нина Дюк[гуру]
Шо́рцы — народ, живущий на юге Кемеровской области РСФСР (Горная Шория) , главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрас-Су. Самоназвание шор; в русских исторических документах XVII—XVIII веков шорцев называют кузнецкие, кондомские и мрасские татары.
Численность 13 975 человек (под данным переписи на 2002 год). Говорят на шорском языке хакасско-алтайской группы тюркских языков. В прошлом формально щорцы считались православными, фактически у них сохранялись шаманизм и промысловые культы. Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племён. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Вплоть до начала XX века у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. До Октябрьской революции 1917 года их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп — примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары). За годы Советской власти коренным образом изменилась жизнь шорцев. Основные их масса занята в сельском хозяйстве (земледелие, животноводство, а также традиционные промыслы — охота, рыболовство, сбор кедровых орехов). Многие шорцы работают в промышленности. Сложилась значительная прослойка интеллигенции.

Ответ от Ольга Кислюнина[гуру]
ШОРЦЫ, шор (самоназв.) , народ в Рос. Федерации (15,7 тыс. чел.). Живут в осн. в Кемеровской обл. (12,6 тыс. чел.) , а также в Хакасии (1,2 тыс. чел. ) и Респ. Алтай и др. Общая числ. 16,6 тыс. чел. Осп. терр. обитания - басе. ср. течения р. Томь и её притоков Кондома и Мрас-Су. Выделяются этнография, группы: сев. , или лесостепная ("абинская"), и южная, или горнотаёжная ("шор-ская"). Говорят на шорском яз. тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: мрас-ский, распространённый по р. Мрас-Су и в верховьях р. Томь, и кондомский - на р. Кондома и в низовьях р. Томь, примыкающий к сев. диалектам алтайского яз. Распространён также рус. яз. (свободно владеют 53,6%, считают родным -40,9%). Сформировались на оси. субстрата, общего для угров, самодийцев, кетов. В 6-9 вв. Ш. входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркиаированы, частично смешавшись с др. -алтайскими, уйгурскими, епи-сейско-киргизскими и монгольскими племенами. В 17-18 вв. с Ш. слились пришедшие с С. (Иртыш, Барабинская и Кулундинская степи) кочевники-скотоводы телеуты. В 17-18 вв. русские называли Ш. "кузнецкими татарами", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.) , волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кон-дум-чоны - кондомский народ) , за пределами территории проживания - аба-кижи (аба - род, кижи - люди) , чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 в. В 1925 был образован Горпо-Шорский нац. район с центром в с. Мыски, потом - с. Кузедеево, упразднённый в 1939. Числ. в 1926-14 тыс. чел. До 19 в. одним из осн. замятий Ш. были выплавка и ковка железа, особенно развитая на С. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников па скот, войлок, с 18 в. сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их "кузнсцкикочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шор. кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать, основным занятием стала охота. Первоначально преобладала загонная охота на кр. копытного зверя (олень, лось, марал, косуля) , позднее - пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) - до 19 в. с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств Ш. (1900). Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4-7 человек (первоначально - из родственников, потом - из соседей). Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана) , подшитыми камусом. На ручной нарте (щанак) или волокуше (сур-тке) тащили груз. Добычу делили между всеми членами артели поровну. Оси. источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было осн. занятием, в др. местах им занималось от 40 до 70% хозяйств (1899). По реке передвигались с помощью шестов па лодках-долблёнках (кебе) и берестянках. Дополнит, занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, канды-ка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корне-копалкой-озуп, состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Что за народ Шорцы, где проживают и чем занимаются?
Шорцы на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шорцы
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*