семь холмов
Автор Twilight задал вопрос в разделе Города и Страны
Как называются семь легендарных холмов, на которых стоит Москва? и получил лучший ответ
Ответ от Eli G[гуру]
Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая горка, Лефортовский, Воробьевский
По старинному преданию Москва стоит на семи холмах: "Первый холм есть Кремль и Китай-город, коего возвышенная точка занята Иваном Великим; второй обширнейший заключает в себя Мясницкую и Сретенскую части и даже несколько Яузской; третий холм - Тверская, простирающаяся от Трубы до Пресни; четвертый - Три горы; пятый - Швивая горка; шестой - Лефортовский, наконец - седьмой - безымянный - на правом берегу Москвы-реки вал, где Нескучное, коего продолжение составляют Воробьевы горы". Но о московских холмах начали упоминать лишь с конца XV века, когда о Москве заговорили как о Третьем Риме.
Не только православные, но и католики хорошо осознавали возраставшее духовное значение Москвы в мире, фактически ставшей центром всего православия. Державная и религиозная идея духовного преемства Москвой роли "Третьего Рима" от Первого и Второго (Рима и Константинополя) должна была найти и факты, подтверждающие эту преемственность. Одним из основных признаков Рима и Константинополя было основание этих городов на холмах - Рима на 12, Константинополя на 7. Наличие в ландшафте Константинополя семи холмов, подобных римским, воспринималось настолько важной чертой, что оказалось занесенной во все сказания об основании нового города и даже стало причиной одного из его названий "Седмихолмый". При этом главными холмами в обеих столицах считались места древнейших цитаделей: в Риме - Палатинский холм, в Константинополе - Акрополь Византия. Именно на этих холмах располагались комплексы императорских дворцов. (В Москве таким холмом стал Боровицкий (Кремлевский) холм) .
При градостроительном осмыслении Москвы как "Третьего Рима" в XVI - XVII веках и стали выявлять в первую очередь "семь холмов". Прямых документов, перечислявших бы эти холмы, нет. И все же попытки указания семи холмов делались и делаются поныне, при чем названия семи холмов у разных авторов не всегда совпадают.
Михаил Васильевич Ломоносов отмечал: "Москва стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились.... Если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем".
Современный исследователь и знаток Москвы М. П. Кудрявцев пишет:
"Подобно Первому и Второму Риму, Москва встала "на семи холмах". Прямых документов, перечисляющих эти холмы, нет, отсутствуют в московском рельефе и ясно выраженные холмы, что еще больше подчеркивает чисто символическое уподобление столицы Руси столицам Западной и Восточной Римских империй. Однако вполне реально осмысление московского рельефа и его особенностей как "семи холмов", если учитывать возможное восприятие как "холмы" наиболее возвышенных частей плато, окаймленных речными долинами. В таком случае к Боровицкому и Красному холмам, Ивановской горке, расположенным в черте Скородома, можно добавить: городище Киевец (между долинами реки Москвы и ручья Черторыя) , урочище Остров (между долинами ручья Черторыя и реки Неглинки) и два всхолмления на севере, расположенные по обе стороны долины Неглинки.
В Москве наименование Царского города получил Белый город, включавший в свою черту все ядро столичного центра и основную территорию расселения аристократии. И если Кремль и Китай-город занимают, практически, один холм, то стены Белого города включили пять из семи московских "холмов". Два холма из пяти в Москве присоединили стены Скородома (Киевец и Красный холм). Первый и главный Боровицкий холм Кремля имеет мысовое положение, подобно константинопольскому холму акрополя".
Источник:
Говорят, что Москва расположена на семи холмах.
Цифра семь считается магической, легендарной. Семь холмов нашей столицы -тоже дань легенде про Москву как про третий Рим. Если первый, истинный Рим ,стоит на семи холмах, если второй - тоже, то почему Москва - третий Рим - не должна иметь своих семи холмов? Наши предки посмотрели окрест и обнаружили эти семь холмов.
Первый - Боровицкий,
Второй холм - Псковская горка, где сегодня улица Варварка, и на ней храм, который так и называется - церковь на Псковской горке. Свое название она получила в XV веке, так как здесь поселились беженцы из Пскова.
Третий холм - Ивановская горка, сегодня там улица Забелина.
На Ваганьковском (четвертом) холме стоит Пашков лом, российская библиотека.
Швивая, а еще ее называют Вшивая, горка в районе Котельнической набережной - пятый холм. Памятник Пушкину и площадь его имени расположены на самой вершине Тверского (шестого) холма. А на вершине Сретенского (седьмого) холма стоит Сретенский монастырь.
Лефортовский холм, Поклонная гора, три горы Красной Пресни, Воробьевы горы намолились далеко от Москвы изначальной, а потому не входят в число легендарных семи.
Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая гока, Лефортовский, Воробьевский.
Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорный, Швивая гока, Лефортовский, Воробьевский.
Считается, что Москва стоит на Кремлевском (Боровицком), Сретенском (междуречье рек Яузы и Неглинной), Тверском (междуречье рек Неглинной и Пресни - в районе нынешней Пушкинской площади), Трехгорье (на Пресне, давшее название хлопчатобумажному комбинату - "Трехгорная мануфактура"), Таганском (Заяузье), Лефортовском (в Лефортове), и на Воробьевых горах.
Однако, географически назвать эти возвышенности холмами сложно. По мнению историков, эта легенда родилась в конце XV - начале XVI веков - во времена, когда Москва стала столицей централизованного Русского государства. Тогда из сравнения ее с Римом (" Москва -третий Рим"), который стоял на семи холмах , и возникла эта идея.
63316