сейды
Автор Борис Рожков задал вопрос в разделе Архитектура, Скульптура
Сейды - чудо природы или дело рук человеческих? и получил лучший ответ
Ответ от [гуру]
Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей) . Может представлять собой чем-то особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделенную скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. К понятию сейда также относятся артефакты — сооружения из камней.
Сейды, как каменные сооружения, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее легко читаемым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии) . Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках» , частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.
Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.
Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели ее не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, всвязи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней) . Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги») , застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд) . Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Летучий сейд и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.
Следует также помнить, что культ сейдов изучен пока крайне слабо.
Не следует путать «сейд» с сейдром — шаманистским течением, используемым в различных неоязыческих традициях до сих пор. Ловушка
Источник:
Сейды — это древние священные камни саамов, племени, проживающего на территории Карелии ещё с 1-го тысячелетия до нашей эры. Саамы — древний народ, обладающий традициями и обычаями, уходящими в глубину веков. Для традиционной культуры этого народа было характерно обожествление неживых предметов, наделение их сверхъестественными качествами и поклонение силам природы. Особое распространение получил культ поклонения священным камням — сейдам.
Так, например, саамы считали, что в камнях живут духи и называли их сейды. Саамский народ верил, что их колдуны не умирали, а уходили в тайгу или тундру и превращались там в камни. Согласно саамским верованиям сейды покровительствовали домашнему очагу, помогали людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому сейды традиционно ставили на высоких берегах и островах так, чтобы их было видно издалека. Нередко можно встретить сейды в виде человекоподобной фигуры или стилизованного изображения человеческого лица. Иногда сейды поставлены на «ножки» в виде 3-4-х маленьких камней. Почитали священные камни по — разному: их одаривали, кормили, иногда совершали жертвоприношения.
Есть интересные факты указывающие на некое воздействие сейдов на психику человека, вызывая порой галлюцинации и измененные состояния сознания; давно известен так называемый эффект «мерячение» , присущий только этим местам. На некоторых фотографиях изображения сейдов получаются размытыми, как будто происходит мелкая вибрация камней. Встречаются сейды, которые каким-то образом воздействуют на окружающую их природу.
сдается, чудо природы. после таяния ледников и не такое было. Лежали камушки во льду, растаял ледик, а они так и остались. мелкие прижало здоровяком.. . они остались, а народ мечется. ..
Я все больше думаю, что люди гости на этой планете
Сейд (или "сейде", "сейте", "сайво") по-саамски - "священный камень". В словаре Е. Линдаля сейды определяются как каменные или деревянные изображения, которые употреблялись лопарями в их религиозном Культе. Почти сходное толкование дает А. Кастрен: "Сейды означают идолов, которыми лопари пользовались при колдовании". Г. Дюбен усматривает в сейдах главным образом домашних богов, покровительствующих либо лопарской семье, либо отдельной личности. Наиболее верное, на наш взгляд, определение дает немецкий путешественник И. Шеффер, посетивший Лапландию в XVII веке. "Слово сейд, - пишет он, - обозначает всякого рода божественность". В правоте Шеффера убеждает следующее: шведский путешественник Торнеус упоминает, что саамы имеют каменные изображения бога Сторъюнкаре и в некоторых местностях Лапландии называют их сеидами. Кроме того, сам Шеффер сообщает, что "изображение бога грома Тиермеса саамы делают из дерева и такое изображение также называют сейдом. Видимо, под сейдами древние саамы понимали всякий предмет, который, по их мнению, обладал чудодейственной, волшебной силой". P.S. Изображения богов, идолы.. . Их придумывает человек, не спобный объяснить загадки окружающего мира.